Государственный Совет России в 2001 году принял Программу модернизации российского образования. Формирование новых стандартов хозяйственной деятельности, новых стандартов качества жизни невозможно без построения оптимальной системы профессионального образования, без создания эффективной системы трудоустройства выпускников.
В республике динамично развиваются университеты и техникумы, колледжи и
школы осваивают новую структуру, пробуют модель профильной школы, появляются
университетские лицеи, научно-образовательные комплексы, филиалы училищ и
техникумов на базе отдаленных сельских школ, в северных районах Карелии.
Предстоит многое сделать и изменить в создании образовательного пространства для
достижения доступности, качества, эффективности. Требуется разработка механизма
согласования многочисленных и часто разнонаправленных интересов студента,
бизнеса, профессиональных сообществ, конкретных развивающихся территорий для
определения приоритетов в образовании.
К сожалению, сегодня людей, получивших профессиональное образование, много, а профессионалов в системе жилищно-коммунального хозяйства, в лесном комплексе, сельском хозяйстве, машиностроении, горнодобывающей промышленности, в педагогике катастрофически не хватает!
Одно из важнейших условий сохранения и развития начального и среднего профессионального образования – усиление его ориентации на региональные запросы и потребности. Учесть запросы развития экономики, социальной сферы, техники и технологии – задача таких учреждений. В ближайшие годы предстоит устранить сложившуюся диспропорцию размещения техникумов и колледжей за счет организации филиалов в малых городах. Это тем более необходимо в условиях постепенной передачи их финансирования на региональные бюджеты. Деятельность учреждений профессионального образования должна соответствовать основным требованиям современного рынка труда – экономичности и динамизму подготовки кадров.
Карелия осуществляет
мониторинг текущих и перспективных потребностей рынка, работает над созданием
регионального компонента, думает, из чего складывается доступность образования
и как измерить его качество и эффективность, какие требования к выпускнику
выдвигает работодатель. Одна из главных задач модернизации – создать разумный
баланс между универсальностью знаний, их фундаментальным характером и
практической ориентированностью образования на реальные потребности экономики.
Министр
образования и по
делам молодежи
Республики Карелия Разбивная Г.А.