Анализ кадрового обеспечения для системы образования Республики Карелия

В. А. Гуртов, А. Г. Мезенцев

Петрозаводский государственный университет
vgurt@mainpgu.karelia.ru; mez@karelia.ru

Анализ потребности в кадрах для системы образования Республики Карелия основан на данных статистического учета по ряду индикаторов анализа демографических трендов, показателях развития системы учебных заведений, данных о фактической подготовке специалистов. Расчет проводился для системы дошкольного, школьного, начального и среднего профессионального образования. Принимались во внимание предложения Правительства РК о потребности в кадрах с ВПО до 2006 и 2010 года по разделу группы 050000 "Образование и педагогика", сведения о количестве и структуре вакансий педагогических кадров в республике, конкурсная ситуация в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Исходя из общих соображений, потребность в педагогических кадрах и в организации обучения по соответствующим специальностям в учреждениях среднего профессионального образования и в вузах определяется [1, 2, 3]:

-       необходимостью предоставления возможности реализации права личности на получение образования, обеспечивающего "самоопределение личности, создание условий для ее самореализации" (ст. 14 Закона "Об образовании");

-       возрастной структурой населения республики и тенденциями ее изменения;

-       наличным уровнем образования в возрастных группах и тенденциями и потребностью его изменения;

-       сложившейся и формирующейся структурой экономики и социальной сферы;

-       сложившейся и формирующейся структурой системы образования;

-       потребностью и реальной обеспеченностью педагогическими кадрами учебных заведений;

-       необходимостью организации систематического повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров;

-       уровнем развития в обществе института семейного воспитания (неформальных образовательных структур), особенно для детей дошкольного возраста, дополнительного образования детей и взрослых.

Всем перечисленным позициям, в той или иной степени, могут быть соотнесены достаточно эффективные по прогностическому потенциалу индикаторы, имеющиеся в указанных и дополнительных источниках, а также вычисляемые в процессе анализа.

 

Сфера образования в структуре экономики Республики Карелия

Место, которое занимает сфера образования в структуре экономики РК, можно оценить по доле занятого населения, а также ряду других показателей, приведенных в таблице 1. В общей совокупности в образовании работает около 35000 человек, или более 10% населения, занятого в экономике [4, 5]. При этом уже заметна тенденция снижения этой доли, главным образом в связи с сокращением количества детей младшего возраста. Особенно это хорошо видно на примере значительного уменьшения числа дошкольных учреждений: с 381 до 301 за пять лет. В предстоящий период общеобразовательная школа будет испытывать нарастающее влияние фактора снижения численности классов, которое уже коснулось начальной школы. Происходит соответствующее снижение потребности в педагогических кадрах, работающих непосредственно в начальной школе.

Таблица 1

Показатель

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Занято в образовании, чел.

37000

34400

35400

35300

34800

% численности занятых в образовании от занятых в экономике

11,2%

11,1%

10,8%

10,5%

10,4%

Число дошкольных учреждений

381

360

340

311

301

Число общеобразовательных
учреждений

355

354

350

333

329

Число дневных общеобразовательных учреждений

341

340

336

319

315

Число вечерних (сменных)
общеобразовательных учреждений

14

14

14

14

14

Число школ для детей с ОВЗ

12

11

11

11

12

Число учреждений НПО

21

21

21

23

23

Число учреждений СПО

16

15

15

16

16

Число вузов

5

5

6

5

5

 

Количество общеобразовательных школ в республике за последние пять лет снизилось с 355 до 329.

Что касается учреждений начального и среднего профессионального образования, то их число несколько выросло за последние годы, соответственно возросла потребность в педагогических кадрах для их обеспечения. Анализируя таблицу 1, следует обратить внимание на то, что значительное число филиалов вузов, работающих на территории Карелии, представляет статистику о педагогических кадрах по месту нахождения своих базовых вузов. При детальном анализе потребности в педагогических кадрах высшей квалификации должен быть учтен этот факт, так как филиалы вузов в значительной мере пользуются услугами преподавателей, проживающих в данном регионе.

Рассматривая место сферы образования в структуру экономики, нельзя не отметить по-прежнему низкий уровень заработной платы педагогических кадров (1962 руб. в 2001 году). Несмотря на некоторый рост заработной платы в последние годы, заработная плата педагогических кадров по отношению к средней заработной плате по экономике снизилась с 60,7% в 1997 году до 57,5% в 2001 году.

Необходимо также обратить внимание на тенденцию роста негосударственных учебных заведений, которые пока не составляют в количественном отношении значительную долю от всех учебных заведений, но могут существенным образом в будущем увеличить потребности в высококвалифицированных педагогических кадрах.

Педагогические кадры в образовании

Структура педагогических кадров, занятых в отрасли «Образование», в разрезе специальностей может быть оценена исходя из рассмотрения структуры занятости в образовательных учреждениях соответствующих уровней и структур дополнительного образования для детей. Кроме сведений, приводимых в таблице 2, рассматриваются также детальные данные по набору специальностей на примере высшего профессионального образования по диаграммам на рисунках 1 и 2 [6, 7]. При этом следует исходить из того, что по существующим нормативным документам все педагогические кадры, работающие в сфере образования, должны иметь высшее образование. Имея в виду эту цель, отмечается, что в дошкольных учреждениях доля педагогических работников с высшим образованием – около 30%, в общеобразовательных школах – выше 90% (от 50% – музыка, пение, труд, изобразительное искусство, до 99% – в старших классах), в средних профессиональных учреждениях – около 95% [8].

Таблица 2

Показатель

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Численность занятых в образовании, чел.

37600

34700

35700

36000

35200

Принято работников образования
в течение года, чел.

 

 

6272

7382

8498

Принято в % от среднесписочной
численности

 

 

18,2%

21,5%

25,4%

Выбыло работников образования
в течение года

 

 

6656

7947

8571

Выбыло в % от среднесписочной
численности

 

 

19,4%

23,2%

25,6%

Педагогические кадры в дошкольных
учреждениях, чел.

8275

7436

6602

5867

5303

Педагогические кадры в общеобразовательных школах, чел.

12833

13034

13083

13023

12846

Численность преподавателей
в учреждениях НПО, чел.

799

821

864

891

874

Численность преподавателей
в учреждениях СПО, чел.

833

860

884

870

885

Численность ППС в вузах, чел.

1106

1130

1123

1146

1233

 

Рис. 1

Рис. 2

Распределение численности персонала, занятого в системе образования, по различным уровням образования приведено в таблицах 3, 4 и показано на рисунках 3, 4. Видно, что из 35 тыс., занятых в этой системе, 27,7 тыс. человек работают в школах и дошкольных учреждениях.

Таблица 3

Численность работников учреждений образования, (человек)

 

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Численность работников в учреждениях образования – всего

39200

38731

39174

37040

34394

35394

35230

34772

В том числе:

в учебных заведениях по подготовке кадров: из них

7013

6952

7216

6710

6210

6870

6900

7081

1. Высшие профессиональные учебные заведения

2971

3064

3150

3226

2949

3068

2920

3312

2. Средние профессиональные учебные заведения

1692

1715

1952

1947

1842

1842

2014

1970

3. Учебные заведения по подготовке и повышению квалификации рабочих и других работников

2350

2173

2114

1537

1419

1960

1966

1799

Общеобразовательные школы
и учреждения по воспитанию детей: из них

32187

31779

31958

30330

28184

28524

28380

27691

1. Дневные общеобразовательные школы

16532

17484

17857

19139

18401

17606

17637

17254

2. Вечерние (сменные) общеобразовательные школы

355

383

213

107

106

393

375

363

3. Дошкольные учреждения

14553

13133

12784

9953

8576

9129

8939

8458

4. Детские дома, детские приемники-распределители

747

779

1104

1131

1101

1396

1429

1616

 

 

Рис. 3. Численность работников учреждений образования

Таблица 4

Численность учителей дневных общеобразовательных школ Министерства образования Республики Карелия (2000/2001 учебный год)

 

 

Численность учителей, человек

Из них имеют образование, %

Из общей численности учителей женщины, %

высшее

незаконченное высшее

среднее
специальное

всего

педагогическое

Все учителя (включая руководителей школ),

в том числе

8427

84,9

1,7

12,9

11,1

90,8

Директора школ,

в том числе

287

 

 

 

 

 

1. Начальных

19

57,9

 

42,1

42,1

100

2. Основных

73

98,6

1,4

-

 

89

3. Средних (полных)

195

99,5

0,5

-

 

83,1

Заместители директоров школ, в том числе

565

 

 

 

 

 

1. Начальных

5

80

-

20

20

100

2. Основных

60

93,3

1,7

5

5

100

3. Средних (полных)

520

94,8

0,7

4,5

3,1

96,5

Учителя 1-4 классов

1674

76,2

1,3

22,5

22,5

100

Учителя 5-11 (12) классов

4373

95,7

2

2,2

2

93,6

Учителя музыки, пения, изо, физкультуры, труда

1508

57,6

2

38,3

29,4

71.0

 

учителя музыки и пения,

изобразительного искусства,

черчения, физкультуры,

трудового обучения

 

учителя 5-11 (12) классов

 

 

 

учителя 1-4 классов

 

 

 

заместители директоров школ

 

 

 

директора начальных школ

 

Рис. 4

Для системы образования в Республике Карелия продолжает существовать проблема вакансий педагогических кадров. На рисунках 5 и 6 приведена динамика этих вакансий по районам республики и специальностям. Видно, что наибольшее число вакансий среди учителей иностранных языков, труда и информатики. По районам  наибольшее число вакансий в Пудожском, Медвежьегорском и Суоярвском районам.

Рис. 5

Рис. 6

Подготовка кадров для образования

Подготовка кадров для образования, для дошкольных учреждений, общеобразовательных учреждений, начальных и средних профессиональных учреждений ведется в средних профессиональных учреждениях, в Карельском государственном педагогическом университете. В незначительном количестве в ряде начальных профессиональных учреждений готовятся воспитатели и помощники воспитателей для дошкольных учреждений. Некоторые статистические данные и оценки годовой потребности в кадрах приводятся в таблице 5, а структура подготовки кадров приведена в таблицах 6 – 9 [5, 8, 9].

 

Таблица 5

Показатель

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Оценка потребности в педагогических кадрах для дошкольных учреждений, чел./год

414

372

330

293

265

247

Оценка потребности в педагогических кадрах для общеобразовательных учреждений, чел./год

642

652

654

651

642

626

Суммарная потребность ДУ и ОУ, чел./год

1056

1024

984

944

907

873

Суммарный выпуск СПО и вузов по специальностям образования, чел./год

987

1002

1108

997

1056

1101

Вакансии Минобразования РК, чел.

402

427

391

360

563

451

В т.ч. вакансии в сельских школах, чел.

217

250

235

191

275

242

 

Таблица 6

Структура подготовки педагогических кадров (высшее образование), прием

 

№ спец.

Специальность

Вуз

Акад.

уровень

Форма обуч.

2001 г.

2002 г.

030100

Информатика

2

s

д.о.

23

27

030600

Технология и предпринимательство

2

s

д.о.

100

96

030600

Технология и предпринимательство

2

s

з.о.

55

56

030600

Технология и предпринимательство

2

s

в.о.

17

5

030800

Изобразительное искусство

2

s

д.о.

16

27

030900

Дошкольная педагогика и психология

2

s

д.о.

62

48

030900

Дошкольная педагогика и психология

2

s

з.о.

26

28

031200

Педагогика и методика начального образования

2

s

д.о.

91

98

031200

Педагогика и методика начального образования

2

s

з.о.

82

79

031200

Педагогика и методика начального образования

2

s

в.о.

14

0

031300

Социальная педагогика

2

s

д.о.

 

20

031300

Социальная педагогика

2

s

з.о.

29

19

032000

Специальная дошкольная педагогика
и психология

2

s

д.о.

35

28

032000

Специальная дошкольная педагогика

и психология

2

s

з.о.

39

17

032100

Математика

2

s

д.о.

56

59

032200

Физика

2

s

д.о.

57

56

032600

История

2

s

д.о.

29

38

032900

Русский язык и литература

2

s

д.о.

174

52

033200

Иностранный язык

2

s

д.о.

 

111

032900

Русский язык и литература

2

s

з.о.

24

26

032900

Русский язык и литература

2

s

в.о.

6

0

033100

Физическая культура

2

s

д.о.

60

87

033100

Физическая культура

2

s

з.о.

35

35

540100

Естествознание

2

s

д.о.

107

112

540100

Естествознание

2

s

з.о.

16

0

032400

Биология

2

s

з.о.

 

12

051400

Музыковедение

3

s

д.о.

15

15

051400

Музыковедение

3

s

з.о.

0

4

020400

Психология

2

s

д.о.

58

50

020400

Психология

2

s

з.о.

51

53

020400

Психология

2

s

в.о.

0

0

Всего

1168

1155

 

Таблица 7

Структура подготовки педагогических кадров
(высшее образование),
выпуск

№ спец.

Специальность

Вуз

Акад.

уровень

Форма обуч.

2001г.

2002г.

030100

Информатика

2

s

д.о.

0

0

030600

Технология и предпринимательство

2

s

д.о.

44

39

030600

Технология и предпринимательство

2

s

з.о.

40

42

030800

Изобразительное искусство

2

s

д.о.

0

0

030900

Дошкольная педагогика и психология

2

s

д.о.

43

50

030900

Дошкольная педагогика и психология

2

s

з.о.

38

25

031200

Педагогика и методика начального
образования

2

s

д.о.

60

77

031200

Педагогика и методика начального
образования

2

s

з.о.

86

85

031300

Социальная педагогика

2

s

з.о.

0

16

032000

Специальная дошкольная педагогика
и психология

2

s

д.о.

0

0

032100

Математика

2

s

д.о.

35

21

032200

Физика

2

s

д.о.

29

23

032300

Химия

2

s

д.о.

11

14

032400

Биология

2

s

д.о.

17

21

032500

География

2

s

д.о.

20

22

032900

Филология (включая иностранные языки)

2

s

д.о.

132

152

032900

Филология (включая иностранные языки)

2

s

з.о.

21

28

033100

Физическая культура

2

s

д.о.

35

44

033100

Физическая культура

2

s

з.о.

38

35

051400

Музыковедение

3

s

д.о.

16

10

051400

Музыковедение

3

s

з.о.

0

2

020400

Психология

2

s

д.о.

51

45

020400

Психология

2

s

з.о.

 

12

Итого

665

706

 

Таблица 8

Структура подготовки педагогических кадров
(среднее профессиональное образование)

Название
специальности

№ спец.

Название

учебного заведения

Базовое образов.

Срок обучения

Кол-во

учащихся

Выпуск, человек

2001

2002

2001

2002

Дошкольное
образование

313

Петрозаводский социально-педагогический колледж

Основное общее

4 года

25

22

86

-

Дошкольное
образование

313

Петрозаводский социально-педагогический колледж

Среднее

3 года

311

251

26

93

Изобразительное искусство
и черчение

311

Петрозаводский социально-педагогический колледж

Основное общее

4 года

102

93

-

25

Изобразительное искусство
и черчение

311

Петрозаводский социально-педагогический колледж

Среднее

3 года

165

138

-

45

Иностранный язык

303

Петрозаводский социально-педагогический колледж

Среднее

3 года

49

82

126

35

Коррекционная педагогика
в начальном
образовании

320

Петрозаводский педагогический колледж № 1

Среднее

3 года

27

27

-

-

Музыкальное
образование

310

Петрозаводский педагогический колледж № 1

Основное общее

4 года

104

111

-

26

Педагогика
дополнительного образования

317

Петрозаводский педагогический колледж № 1

Среднее

3 года

25

23

-

-

Преподавание
в начальных
классах

312

Петрозаводский педагогический колледж № 1

Основное общее

4 года

196

213

31

76

Преподавание
в начальных
классах

312

Петрозаводский педагогический колледж № 1

Среднее

3 года

156

177

-

81

Родной язык

321

Петрозаводский педагогический колледж № 1

Среднее

3 года

29

26

30

-

Социальная
педагогика

314

Петрозаводский социально-педагогический колледж

Среднее

3 года

246

204

108

58

Физическая
культура

307

Петрозаводский педагогический колледж № 1

Основное общее

4 года

47

23

57

23

Физическая
культура

307

Петрозаводский педагогический колледж № 1

Среднее

3 года

92

89

28

31

Всего

1165

1173

409

306

1574

 

Таблица 9

Структура подготовки педагогических кадров (начальное профессиональное)

Профессия, специальность

Код спец

Название УНПО

Базовое образован.

Срок обучения

Кол-во учащихся

Прием

Выпуск

2001

2002

2001

2002

2001

2002

Социальный педагог

-

ГОУ ПЛ №16 г.Сегежа

Осн.

3 года

-

 

-

 

14

 

Воспитатель

-

ГОУ ПЛ №6 г.Сегежа

Сред.

1 год

-

 

22

 

-

-

Воспитатель ДОУ

-

ГОУ ПЛ №6 г.Сегежа

Сред.

4 года

22

-

-

-

2

22

Помощник воспитателя

-

ГОУ НПО № 20 г.Питкяранта

Осн.

3 года

14

-

-

-

-

14

Всего

36

 

22

 

16

36

 

Оценка потребности в этом случае строилась исходя из анализа наличия и тенденции движения педагогических кадров в учреждениях соответствующего уровня, а также на основе предположения о средней длительности трудовой активности в 20 лет. Полученные данные сравнивались со сведениями Минобразования РК о наличии вакансий в школах республики и с данными о выпуске специалистов из средних профессиональных учреждений и из вузов. Также проводилась экстраполяция этих данных до 2005 года с целью прогноза потребности в кадрах на указанный период (рис. 8).

Дополнительная информация, определяющая фактор роста потребности в педагогических кадрах, приводится в таблице 10. В данном случае рассматриваются объемы ежегодного обязательного повышения квалификации педагогических и руководящих работников учреждений системы образования. Видно, что до 25% педагогического персонала должно проходить такое обучение, что, в свою очередь, требует наличия структуры учреждений повышения квалификации и соответствующего количества преподавателей.

Таблица 10

Обеспеченность педагогическими кадрами (ожидаемая)
и повышение квалификации, на начало 2002/2003 учебного года

Наименование
образовательных учреждений

Численность

Повышение квалификации

педагогические кадры

руководящие работники

педагогические кадры

руководящие работники

1. Дошкольные учреждения

2893

285

329

82

2. Начальное общее образование

8857

868

2514

345

3. Основное общее образование

2133

22

264

6

и среднее общее образование

6724

846

2250

339

4. Начальное профессиональное образование

777

104

315

35

5. Дополнительное
образование детей

1884

169

327

44

Всего

23268

2294

5999

851

Повысили квалификацию,

в % от численности

100%

100%

25,8%

37,1%

 

Баланс подготовки педагогических кадров для образования

Приводится сводная таблица 11, в которую включены сведения о приеме на специальности группы "Образование и педагогика" по дневной форме обучения (включена также специальность "Психология" из группы 030000, подготовку по которой ведет Карельский государственный педагогический университет), заявленная Правительством РК потребность на 2003 год, а также информация Минобразования РК о наличии вакансий педагогических кадров по специальностям и должностям на начало 2002/2003 учебного года.

 

Таблица 11

Специальность

Код

специальности

Основная группа

Прием, 2002 г.

Заявленная потребность, 2003 г.

Вакансии, 2002 г.

Дошкольная педагогика и психология

030900

050000

48

50

14

Естествознание

540100

050000

112

50

33

Изобразительное искусство

030800

050000

27

20

3

Иностранный язык

033200

050000

111

90

92

Информатика

030100

050000

27

25

22

История

032600

050000

38

25

25

Математика

032100

050000

59

25

21

Педагогика и методика начального образования

031200

050000

98

75

14

Психология

020400

030000

50

50

26

Русский язык и литература

032900

050000

52

50

22

Социальная педагогика

031300

050000

20

25

15

Специальная дошкольная педагогика и психология

032000

050000

45

25

20

Технология и предпринимательство

030600

050000

96

75

64

Физика

032200

050000

56

50

21

Физическая культура

033100

050000

87

50

12

Музыкальное образование

030700

050000

0

20

24

Всего

926

705

428

 

Можно отметить, что в целом имеется неплохое соответствие по сравниваемым параметрам. При этом бросается в глаза наиболее выраженный дефицит кадров по иностранному языку и труду, при, казалось бы, достаточном уровне подготовки их в вузах. Вероятно, надо дополнительно проанализировать социально-экономические причины такой ситуации на примере этих специальностей. Графическая иллюстрация таблицы 11 представлена на диаграмме (рис. 7).

 

Рис. 7

По диаграмме (рис. 8) можно наглядно судить о тенденциях подготовки кадров по специальностям группы "Образование и педагогика" и потребности на примере экстраполяции данных Минобразования РК о вакансиях учительских кадров.

Следует обратить внимание на то, что на фоне формального снижения потребности в педагогических кадрах, идет непрерывный рост выпуска кадров по специальностям указанной группы. С учетом того, что конкурс при поступлении на педагогические специальности, например, в Карельский государственный педагогический университет, составляет около двух человек на место, можно отметить очевидный рост потребности в получении данных специальностей среди населения. Кроме того, предстоит дополнительно проанализировать упомянутые выше тенденции, возможно, связанные с желанием получить перспективное образование для работы в негосударственном секторе экономики, в частности, в сфере образования.

 

Рис. 8

 

Исходя из данных экстраполяции (см. рис. 8), можно оценить суммарную потребность на 2005 год в педагогических кадрах с высшим образованием для сферы образования примерно в 800 специалистов в год и выпуск соответствующего года из вузов на уровне 1100 человек.

Другая возможность оценить суммарную потребность в педагогических кадрах с высшим профессиональным образованием, включая институты неформального и негосударственного образования и воспитания, вытекает из демографических показателей по возрастным группам при сопоставлении с фактическими (реальными) соотношениями числа учащихся и студентов, приходящихся на одного преподавателя. Исходные данные и результаты вычислений таким методом ("по демографии") для уровней от дошкольного воспитания до среднего профессионального образования приведены в таблице 12.

 

Таблица 12

Показатель

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Население 0-4 лет, чел.

34849

32933

32195

31266

30979

Население 5-9 лет, чел.

57928

52050

46215

41068

37121

Население 10-14 лет, чел.

67832

68179

67220

65379

62607

Население 15-19 лет, чел.

60500

62162

63607

64848

65852

Нетрудоспособное население (до 15 лет)

172900

166600

159200

151100

143900

Число детей в ДУ на 1 пед. работника

3,0

3,0

3,3

3,6

4,0

Число учащихся в ОУ на 1 учителя

12,0

11,8

11,5

11,4

11,4

Число учащихся в НПО
на 1 преподавателя

10,7

10,9

11,2

10,7

11,2

Число студентов в СПО
на 1 преподавателя

14,2

13,1

13,2

15,7

15,9

Число студентов в ВПО на 1 преподавателя (для сравнения, в расчете не применяется)

10,1

10,8

13,4

14,9

15,3

Вычисленная потребность в педагогических кадрах для ДУ, чел.

21060

19501

16698

14192

12496

Вычисленная потребность в педагогических кадрах для ОУ и НПО, чел.

11460

11391

11480

11254

10965

Вычисленная потребность в педагогических кадрах для СПО, чел.

1416

1579

1612

1378

1377

Вычисленная суммарная потребность в педагогических кадрах для ДУ, ОУ, НПО, СПО, чел.

33936

32470

29790

26825

24839

Вычисленная годовая потребность в педагогических кадрах для ДУ, ОУ, НПО, СПО, чел./год

1697

1623

1489

1341

1242

Годовая потребность в пед. кадрах ДУ, ОУ, НПО, СПО (из фактической статистики), чел./год

1055

1023

984

944

907

Превышение вычисленной годовой потребности в педагогических кадрах
"по демографии" над потребностью по фактической статистике, чел./год

692

663

571

485

439

Вычисленная таким способом потребность для интервала 1998 – 2001 годов оказалась примерно в 1,5 раза выше потребности, определенной из фактической статистики, с тенденцией сближения, что может отражать как "скрытую" потребность, постепенно снижающуюся, так и слишком грубые допущения, принятые для данного варианта расчета. Расчет выполнялся с учетом следующих приближений и условий:

-       для дошкольных учреждений в расчете учитывалась численность всего населения группы от 0 до 4 лет плюс половина от численности группы 5-9 лет;

-       для общеобразовательных учреждений учитывалась половина численности группы от 5 до 9 лет плюс полная численность группы от 10 до 14 лет плюс 2/3 численности группы от 15 до 19 лет;

-       для среднего профессионального образования учитывалась 1/3 численности группы от 15 до 19 лет;

-       для начального профессионального образования "явным образом" расчет не проводился, так как соответствующая возрастная группа включена в расчет для общеобразовательных учреждений из соображений близости соотношения "учащийся – преподаватель".

Численности сформированных таким образом групп умножались затем на соответствующие данным группам реальные коэффициенты соотношения "учащийся – преподаватель". Оценка потребности в педагогических кадрах по коэффициентам соотношения "учащийся – преподаватель" позволяет делать расчет достаточно просто и точно. В случае линейного приближения по установленной динамике изменения потребности в педагогических кадрах мы получим потребность в кадрах с ВПО для системы образования к 2007 году на уровне 500 специалистов в год (рис. 9).

Рис. 9

Баланс потребности в кадрах по отрасли «Народное образование» приведен в таблице 13.

Таблица 13

Баланс потребности ежегодной региональной экономики в кадрах по отрасли "Народное образование" и выпуска специалистов ОУ НПО, СПО, ВПО для этой отрасли, 2002 год

Уровень
образования

высшее профессиональное

неполное высшее

среднее профессиональное

начальное профессиональное

среднее (полное) общее

основное общее

начальное общее
 или н/о

Итого

 Итого:

 ВПО+

 СПО+ НПО

Занято в отрасли

14467

1162

10912

2534

4048

1830

246

35200

29075

41,1%

3,3%

31,0%

7,2%

11,5%

5,2%

0,7%

100%

 

Ежегодная потребность для восполнения естественной убыли (1/25)

579

46

436

101

162

73

10

1 408

1162

Выпуск ОУ РК

763

н/пл.

493

36

н/пл.

н/пл.

н/пл.

н/пл.

1292

Баланс (выпуск-потребность)

+138

 

+57

-65

н/пл.

н/пл.

н/пл.

н/пл.

+130

 

Заключение:

В системе дошкольного и школьного образования Республики Карелия занято около 35000 человек, или более 10% населения, занятого в экономике республики. Подготовка кадров для дошкольных учреждений и общеобразовательных школ системы образования  ведется в Карельском государственном педагогическом университете, Петрозаводском государственном университете, Петрозаводском педагогическом и социально-педагогическом колледжах и музыкальном училище:

-    в области высшего профессионального образования по 15 специальностям с ежегодным выпуском 706 человек в двух ОУ ВПО;

-    в области среднего профессионального образования по 10 специальностям с ежегодным выпуском 112 человек в трех ОУ СПО;

-    в области начального профессионального образования по 4 специальностям с ежегодным выпуском 36 человек в двух ОУ НПО.

Существующая система подготовки специалистов в образовательных учреждениях Республики Карелия в основном обеспечивает потребности отрасли “Образование” в специалистах. Недоукомплектованность педагогическими кадрами школ, в основном сельских, педагогами в количестве 450 человек обусловлена причинами социального характера.

 

Источники информации

 

1.     Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года/ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 г.               № 1756-р; Приказ Минобразования России от 23.07.2002 г. № 2866.

2.     Савельев А.Я., Зуев В.Н., Галагин А.И., Джалалов С. Прогнозирование развития и мониторинг состояния высшего и среднего профессионального образования (теория, методология, практика) / Под редакцией А.Я. Савельева. М., 1999. 192 с.

3.     Смирнов И.П. Человек: Образование. Профессия. Личность [Монография]. М.: УМИЦ Граф-Пресс, 2002. 419 с.

4.     Республика Карелия в цифрах: Статистический сборник / Госкомстат РФ, Госкомстат РК. Петрозаводск, 2002. 260 с.

5.     Социальная сфера Республики Карелия / Госкомстат РФ, Госкомстат РК. Петрозаводск, 2002. 154 с.

6.     Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: Статистический сборник / НИИВО. Центр образовательной статистики. М., 1999. 100 с. М., 2000. 101 с. М., 2001. 92с. М., 2002. 132 с.

7.     Васильев В.Н., Гуртов В.А., Сазонов Б.А., Суровов М.В. Система мониторинга, анализа и прогнозирования развития образования и образовательных структур в регионах России / Индустрия образования: Сборник статей. Выпуск 5. М., 2002. С. 52-60.

8.     Труд и занятость в Республике Карелия: Статистический сборник за 2001 год / Госкомстат РФ, Госкомстат РК. Петрозаводск, 2002. 52 с.

9.     Образование в Республике Карелия: Стат. сб./ Госкомстат РФ, Гос. ком. Респ. Карелия по статистике. Петрозаводск, 2001. 54 с.