Необходимым условием роста
экономики является развитие человеческого ресурса, то есть духовного,
интеллектуального и профессионального потенциала нашего общества. Без этого
невозможны никакие позитивные сдвиги в жизни страны.
Подготовка молодежи к жизни и
труду была и остается одной из важных задач. Целью системы профориентации
является формирование у школьников способности выбора сферы профессиональной
деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам
рынка труда в конкурентоспособных кадрах.
В течение ХХ столетия в России
профориентация формировалась как часть системы образования и была направлена на
оказание помощи молодому человеку в обоснованном выборе профессии.
Обоснованность выбора определялась совпадением индивидуально-психологических
характеристик человека с требованиями профессиональной деятельности, т.е. в
основу была положена так называемая традиционная,
дифференциально-диагностическая концепция профориентации.
Экономический кризис повлек за
собой безработицу и сокращение списка доступных специальностей и профессий. Для
конкретного человека, выбирающего профессию, это означает уменьшение количества
профессий, которые можно выбирать, не рискуя в дальнейшем оказаться без работы.
Ситуация на рынке профессий и
образования чрезвычайно нестабильна. Падает спрос на традиционные профессии,
появляются новые, названия которых в разных фирмах подразумевают различные виды
деятельности. Меняются условия обучения, исчезают и появляются новые учебные
заведения. Нет гарантии того, что спрос на выбранную подростком профессию
сохранится после окончания обучения.
Исследования показывают,
насколько далеко расходятся индивидуальные ценности и оценки собственных
возможностей у взрослых и молодых людей, у детей и их родителей. На протяжении
нескольких лет многие молодые люди выбирают профессию исходя из соображений
престижа, а не из своих возможностей и требований рынка труда.
В последние годы усилился
прагматизм учащихся и студентов. Сегодня они оценивают выбранную профессию со
строго определенных позиций: получают ли они такие знания, которые помогут им
найти место в жестких условиях рыночной конкуренции, обеспечить себя
материально, занять престижную должность. По результатам всероссийского
социологического исследования 2002 г., проведенного нами среди выпускных групп
Петрозаводского техникума городского хозяйства, Петрозаводского
машиностроительного колледжа, ПУ-19 и ПЛ-17, на вопрос: "Что для Вас
главное в жизни?" основная масса девушек ответила: "Создание
счастливой, обеспеченной семьи и возможность наиболее полно реализовать себя в
профессиональном плане". Юноши наряду с этим ориентируются на умение
зарабатывать деньги, создание собственного дела, фирмы.
У учащихся выпускных классов
общеобразовательных школ, прошедших консультацию в Центре, самыми популярными
являются следующие сферы профессиональной деятельности: экономика и финансы,
судебные и юридические учреждения, информационно-вычислительное обслуживание,
психология, медицина, деятельность, связанная с применением иностранных языков,
транспорт. Однако большая часть опрошенных плохо знают содержание и условия
труда своей будущей профессии, имеют смутное представление о необходимых
профессионально важных качествах, путях получения профессии, ее востребованности
на рынке труда.
Исследования, проводимые ежегодно
сотрудниками Центра профориентации в школах г. Петрозаводска и районах
республики, показывают, что большинство учащихся выпускных классов при ответе
на вопрос анкеты "Выбрали ли вы профессию?" используют ответ "Выбор
сделан, но не окончательный" (более 50% 9-классников и более 60 %
выпускников 11 класса).
Причинами, затрудняющими выбор,
на их взгляд, являются такие, как слабая информированность в мире профессий, в
собственных способностях, многообразие привлекательных сфер деятельности,
неуверенность в собственных силах.
Таким образом, подавляющее
большинство учеников либо находятся в состоянии неопределенности, либо делают
недостаточно обоснованный выбор.
Адекватность выбора и уровень
освоения профессии всесторонне влияют на дальнейшую жизнь человека. Поэтому для
подростка важно сделать правильный выбор. В этот период поддержка
профконсультанта необходима: один человек убедится в правильности своего
выбора, другому необходимо помочь выбрать иной путь и составить иной профессиональный
проект.
Разрабатываемая в психологии
концепция профессионального развития позволила сформулировать новые подходы к
профориентации: акцент на изменение, развитие профессионально важных качеств,
формируемость ряда характеристик профессиональной пригодности, возможности
выработки индивидуального стиля деятельности. Возникает концепция
профессионального самоопределения, и система психолого-педагогических услуг
строится на активизации личности, развитии самостоятельности и ответственности
в принятии решения о выборе сферы профессиональной деятельности.
Особенностью данного подхода
является рассмотрение профессионального самоопределения как процесса
формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной
деятельности, что позволит подготовить человека в будущем к перемене профессии,
адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной
экономики.
Исходя из "Положения о
профориентации и психологической поддержке в Российской Федерации",
территориальные Центры профориентации и психологической поддержки населения
оказывают услуги данного характера молодежи и другим категориям населения в
условиях рынка труда, обеспечивают гарантированный минимум бесплатных
профориентационных услуг; внедряют эффективные методы и средства
профессионального информирования, консультирования, психофизиологического
отбора (подбора), психологической поддержки; осуществляет методическое
руководство и координацию деятельности в области профориентации и
психологической поддержки населения на соответствующей территории.
На территории республики
осуществляет свою деятельность КРЦПОМ и ППН Министерства труда и социального
развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации
(в структуре Центра 3 отдела: информационно-методический, профконсультации,
психологической поддержки населения, 18 профконсультационных пунктов-филиалов в
районах республики).
Специалисты Центра оказывают
услуги разным категориям населения Карелии. Так, в 2002 г.услуги
профориентационного характера получили более 18 тыс.чел., из них: учащиеся
учреждений общего образования (выпускники 9-11-х классов) – 14 тыс. 314 чел.;
воспитанники интернатов, детских домов – 211 чел.; учащиеся учреждений
профессионального образования – 281 чел.; безработные граждане – 503 чел.,
инвалиды – 121 чел. и т.д.
Как видно из диаграммы (рис. 1),
55% составляет справочно-информа-ционная деятельность (методисты и
профконсультанты проводят в школах республики информационные консультации,
используя групповые, индивидуальные и массовые формы работы с целью
ознакомления слушателей с современными видами производства, состоянием рынка
труда, содержанием и перспективой развития профессий, региональным рынком
образовательных услуг, требованиями, предъявляемыми профессией к человеку.
Рис. 1
Данные консультации проводятся и
для родителей выпускников во время "Дней профессионального
самоопределения", "Дней профцентра" в школе, "Ярмарок
профессий" и др. мероприятий); 42% – профессиональные консультации-занятия
по сопровождению выбора профессии (оказание помощи клиенту в принятии
осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом мотивации,
жизненных установок, индивидуальных психологических особенностей и
возможностей, потребностей общества); 3% – занятия с целью психологической
поддержки (комплекс социально-психологических методов, способствующих
нормализации эмоционального состояния клиентов, повышению их самооценки,
усилению мотивации к самопознанию и труду).
Гистограмма (рис. 2)
демонстрирует, что показатели деятельности нашего Центра сопоставимы со
средними показателями 25 территориальных Центров Российской Федерации.
Рис. 2. Показатели
психолого-профориентационных услуг КРЦПОМ и ППН
в сравнении со средними показателями Центров профориентации в 2001 г.
Из графика (рис. 3) видно, что
уровень востребованности всех основных видов деятельности (консультационные,
информационные, психологические услуги) постоянно растет.
Рис. 3. Показатели основных
видов профориентационных услуг
за 1995-2001 гг.
Мы считаем, для повышения
эффективности практической подготовки учащихся к самореализации на рынке труда
можно выделить следующие направления:
- расширение комплекса информационных услуг,
включая создание условий для самостоятельного получения информации и работы с
ней, использование информационных технологий, сети Интернет;
- ведение специализированных курсов по
сопровождению карьеры: изучение себя, своих личностных и психологических
качеств, особенностей профессиональной деятельности, требований современного
рынка труда:
- разработка и реализация вариантов программ
обучения навыкам поиска работы (составление резюме, методы самопрезентации,
техника проведения собеседования с работодателем, ведение переговоров), ведение
специальных курсов по технологии поиска работы;
- обеспечение последовательности и
преемственности в оказании услуг по сопровождению карьеры человека (учебными
заведениями, предприятиями, службами занятости, специалистами Центра профориентации).
Практическая работа по реализации
данных направлений позволит улучшить содержание и технологии оказания услуг по
профориентации и психологической поддержке населения.
Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество всех структур, заинтересованных в развитии и совершенствовании профориентационной работы на территории Республики Карелия.