Профессиональная ориентация выпускников общеобразовательной школы

Л. А. Быковская, С. В. Котельникова

Карельский республиканский центр профориентации

Необходимым условием роста экономики является развитие человеческого ресурса, то есть духовного, интеллектуального и профессионального потенциала нашего общества. Без этого невозможны никакие позитивные сдвиги в жизни страны.

Подготовка молодежи к жизни и труду была и остается одной из важных задач. Целью системы профориентации является формирование у школьников способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.

В течение ХХ столетия в России профориентация формировалась как часть системы образования и была направлена на оказание помощи молодому человеку в обоснованном выборе профессии. Обоснованность выбора определялась совпадением индивидуально-психологических характеристик человека с требованиями профессиональной деятельности, т.е. в основу была положена так называемая традиционная, дифференциально-диагностическая концепция профориентации.

Экономический кризис повлек за собой безработицу и сокращение списка доступных специальностей и профессий. Для конкретного человека, выбирающего профессию, это означает уменьшение количества профессий, которые можно выбирать, не рискуя в дальнейшем оказаться без работы.

Ситуация на рынке профессий и образования чрезвычайно нестабильна. Падает спрос на традиционные профессии, появляются новые, названия которых в разных фирмах подразумевают различные виды деятельности. Меняются условия обучения, исчезают и появляются новые учебные заведения. Нет гарантии того, что спрос на выбранную подростком профессию сохранится после окончания обучения.

Исследования показывают, насколько далеко расходятся индивидуальные ценности и оценки собственных возможностей у взрослых и молодых людей, у детей и их родителей. На протяжении нескольких лет многие молодые люди выбирают профессию исходя из соображений престижа, а не из своих возможностей и требований рынка труда.

В последние годы усилился прагматизм учащихся и студентов. Сегодня они оценивают выбранную профессию со строго определенных позиций: получают ли они такие знания, которые помогут им найти место в жестких условиях рыночной конкуренции, обеспечить себя материально, занять престижную должность. По результатам всероссийского социологического исследования 2002 г., проведенного нами среди выпускных групп Петрозаводского техникума городского хозяйства, Петрозаводского машиностроительного колледжа, ПУ-19 и ПЛ-17, на вопрос: "Что для Вас главное в жизни?" основная масса девушек ответила: "Создание счастливой, обеспеченной семьи и возможность наиболее полно реализовать себя в профессиональном плане". Юноши наряду с этим ориентируются на умение зарабатывать деньги, создание собственного дела, фирмы.

У учащихся выпускных классов общеобразовательных школ, прошедших консультацию в Центре, самыми популярными являются следующие сферы профессиональной деятельности: экономика и финансы, судебные и юридические учреждения, информационно-вычислительное обслуживание, психология, медицина, деятельность, связанная с применением иностранных языков, транспорт. Однако большая часть опрошенных плохо знают содержание и условия труда своей будущей профессии, имеют смутное представление о необходимых профессионально важных качествах, путях получения профессии, ее востребованности на рынке труда.

Исследования, проводимые ежегодно сотрудниками Центра профориентации в школах г. Петрозаводска и районах республики, показывают, что большинство учащихся выпускных классов при ответе на вопрос анкеты "Выбрали ли вы профессию?" используют ответ "Выбор сделан, но не окончательный" (более 50% 9-классников и более 60 % выпускников 11 класса).

Причинами, затрудняющими выбор, на их взгляд, являются такие, как слабая информированность в мире профессий, в собственных способностях, многообразие привлекательных сфер деятельности, неуверенность в собственных силах.

Таким образом, подавляющее большинство учеников либо находятся в состоянии неопределенности, либо делают недостаточно обоснованный выбор.

Адекватность выбора и уровень освоения профессии всесторонне влияют на дальнейшую жизнь человека. Поэтому для подростка важно сделать правильный выбор. В этот период поддержка профконсультанта необходима: один человек убедится в правильности своего выбора, другому необходимо помочь выбрать иной путь и составить иной профессиональный проект.

Разрабатываемая в психологии концепция профессионального развития позволила сформулировать новые подходы к профориентации: акцент на изменение, развитие профессионально важных качеств, формируемость ряда характеристик профессиональной пригодности, возможности выработки индивидуального стиля деятельности. Возникает концепция профессионального самоопределения, и система психолого-педагогических услуг строится на активизации личности, развитии самостоятельности и ответственности в принятии решения о выборе сферы профессиональной деятельности.

Особенностью данного подхода является рассмотрение профессионального самоопределения как процесса формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, что позволит подготовить человека в будущем к перемене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Исходя из "Положения о профориентации и психологической поддержке в Российской Федерации", территориальные Центры профориентации и психологической поддержки населения оказывают услуги данного характера молодежи и другим категориям населения в условиях рынка труда, обеспечивают гарантированный минимум бесплатных профориентационных услуг; внедряют эффективные методы и средства профессионального информирования, консультирования, психофизиологического отбора (подбора), психологической поддержки; осуществляет методическое руководство и координацию деятельности в области профориентации и психологической поддержки населения на соответствующей территории.

На территории республики осуществляет свою деятельность КРЦПОМ и ППН Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации (в структуре Центра 3 отдела: информационно-методический, профконсультации, психологической поддержки населения, 18 профконсультационных пунктов-филиалов в районах республики).

Специалисты Центра оказывают услуги разным категориям населения Карелии. Так, в 2002 г.услуги профориентационного характера получили более 18 тыс.чел., из них: учащиеся учреждений общего образования (выпускники 9-11-х классов) – 14 тыс. 314 чел.; воспитанники интернатов, детских домов – 211 чел.; учащиеся учреждений профессионального образования – 281 чел.; безработные граждане – 503 чел., инвалиды – 121 чел. и т.д.

Как видно из диаграммы (рис. 1), 55% составляет справочно-информа-ционная деятельность (методисты и профконсультанты проводят в школах республики информационные консультации, используя групповые, индивидуальные и массовые формы работы с целью ознакомления слушателей с современными видами производства, состоянием рынка труда, содержанием и перспективой развития профессий, региональным рынком образовательных услуг, требованиями, предъявляемыми профессией к человеку.

 

Рис. 1

 

 

Данные консультации проводятся и для родителей выпускников во время "Дней профессионального самоопределения", "Дней профцентра" в школе, "Ярмарок профессий" и др. мероприятий); 42% – профессиональные консультации-занятия по сопровождению выбора профессии (оказание помощи клиенту в принятии осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом мотивации, жизненных установок, индивидуальных психологических особенностей и возможностей, потребностей общества); 3% – занятия с целью психологической поддержки (комплекс социально-психологических методов, способствующих нормализации эмоционального состояния клиентов, повышению их самооценки, усилению мотивации к самопознанию и труду).

Гистограмма (рис. 2) демонстрирует, что показатели деятельности нашего Центра сопоставимы со средними показателями 25 территориальных Центров Российской Федерации.

 

Рис. 2. Показатели психолого-профориентационных услуг КРЦПОМ и ППН
в сравнении со средними показателями Центров профориентации в 2001 г.

 

Из графика (рис. 3) видно, что уровень востребованности всех основных видов деятельности (консультационные, информационные, психологические услуги) постоянно растет.

 

Рис. 3. Показатели основных видов профориентационных услуг
за 1995-2001 гг.

 

Мы считаем, для повышения эффективности практической подготовки учащихся к самореализации на рынке труда можно выделить следующие направления:

-    расширение комплекса информационных услуг, включая создание условий для самостоятельного получения информации и работы с ней, использование информационных технологий, сети Интернет;

-    ведение специализированных курсов по сопровождению карьеры: изучение себя, своих личностных и психологических качеств, особенностей профессиональной деятельности, требований современного рынка труда:

-    разработка и реализация вариантов программ обучения навыкам поиска работы (составление резюме, методы самопрезентации, техника проведения собеседования с работодателем, ведение переговоров), ведение специальных курсов по технологии поиска работы;

-    обеспечение последовательности и преемственности в оказании услуг по сопровождению карьеры человека (учебными заведениями, предприятиями, службами занятости, специалистами Центра профориентации).

Практическая работа по реализации данных направлений позволит улучшить содержание и технологии оказания услуг по профориентации и психологической поддержке населения.

Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество всех структур, заинтересованных в развитии и совершенствовании профориентационной работы на территории Республики Карелия.