Состояние рынка труда Республики Карелия
и перспективы развития на 2003 год

Т. М. Шумилова

Департамент федеральной государственной службы занятости
по Республике Карелия
depzan@onego.ru

В 2002 году положение на рынке труда Карелии характеризовалось как устойчивое. Основные показатели занятости и безработицы свидетельствовали о положительной динамике трудовых процессов. В результате активного вмешательства государственной службы занятости населения и других взаимодействующих структур в работу рынка труда сократились масштабы общей безработицы, повысилась активность граждан в поиске работы, выявились позитивные тенденции занятости, сформировавшиеся в период 1999-2001 гг.

Общая численность безработных по определению МОТ по данным обследования населения по проблемам занятости Госкомстата России с августа 2001 г. по май 2002 г. составила 32 тыс. чел. (8,3% экономически активного населения) и уменьшилась по сравнению с периодом февраля 2001 г.-ноября 2001 г. на 5,9 %.

Деятельность Департамента ФГСЗН по РК, центров занятости населения в 2002 г. осуществлялась на основе одобренной постановлением Правительства от 17 декабря 2001 года № 265-П программы «Содействие занятости населения Республики Карелия на 2002-2003 годы», соответствующих городских и районных программ, утвержденных главами местного самоуправления, мероприятий по реализации Программы, утвержденных коллегией Департамента 27 февраля 2002 года.

Приоритетной задачей указанных программных документов и мероприятий в 2002 г. была поставлена дальнейшая стабилизация ситуации на республиканском рынке и сдерживание уровня регистрируемой безработицы на социально приемлемом уровне, не превышающем 3,5 % в течение года. В числе задач:

-            совершенствование организационных механизмов регулирования сферы занятости населения;

-            улучшение работы по профилактике безработицы; повышение мобильности и адаптированности граждан к условиям рынка труда;

-            повышение эффективности активных мер на рынке труда;

-            приоритетное содействие трудоустройству безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда;

-            повышение уровня информированности населения о состоянии рынка труда;

-            максимальное удовлетворение спроса предприятий на рабочую силу по требуемым профессиям и уровню квалификации;

-            развитие системы социального партнерства и повышение ответственности всех социальных партнеров на рынке труда.

Роль и участие органов службы занятости населения в функционировании рынка труда проявлялись в конкретных результатах. Благодаря действующим механизмам государственного регулирования минимизировались сроки поиска работы, стабилизировалась динамика уровня официальной безработицы (отношение численности зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан к численности экономически активного населения) и нагрузки на рынок труда (численность ищущих работу граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию), улучшилось качество проводимой консультационно-психологической и информационной работы среди населения.

Важным моментом в достижении цели государственной политики занятости населения на 2002 г., заключающейся в создании условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда, явилось введение в действие Трудового кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой (N 197-ФЗ от 21.12.2001 г.).

Сохранение тенденции роста в экономике и в социальной сфере усилило мотивацию и трудовую мобильность граждан. Немалая степень свободы труда и реализация экономических интересов обеспечили в республике занятость населения на уровне 60,3% (по данным майского обследования населения Госкомстата России по проблемам занятости в 2002 г.).

С учетом роста спроса на квалифицированную рабочую силу все большее число активных граждан, ищущих работу, обеспечивало себя работой, а работодателей – необходимыми кадрами. Уровень трудоустройства за 2002 г. составил 46,1% от общей численности зарегистрированных граждан, ищущих работу при посредничестве центров занятости населения, и 34,2% от общей численности безработных граждан.

За год в центры занятости населения поступило 35,2 тыс. единиц учтенных вакантных рабочих мест (при плане 33,0 тыс. ед.). Сократилась длительность замещения вакантных рабочих мест. Средняя продолжительность существования вакансий по состоянию на конец IV квартала 2002 г. составила 3,6 месяца (на конец IV квартала 2001 г. – 4,5 месяца).

Развитию процессов занятости в районах и городах республики способствовало решение социальных вопросов, связанных с повышением реальной заработной платы, реформой системы профессионального образования, укреплением института социального партнерства на рынке труда по реализации активной политики занятости на территории муниципальных образований.

Проводимая Департаментом ФГСЗН по РК целенаправленная рекламная кампания (информационные стенды, ярмарки вакансий, ярмарки профессий, выступления в СМИ, киоски вакансий и др.), улучшение качества сервисных услуг позволили многим гражданам трудоустроиться самостоятельно или повысить шансы быть востребованными на открытом рынке труда.

В специальных программах содействия занятости, организованных специалистами центров занятости населения, участвовало 11,8 тыс. чел. (рис. 1). В рамках этих программ 7,9 тыс. безработных и ищущих работу граждан было оказано содействие в трудоустройстве на постоянной и временной основе (табл. 1).

 

Рис. 1. Численность граждан, ежемесячно участвующих в специальных программах, в том числе в общественных работах, в 2002 году (чел.)

 

Таблица 1

Итоги выполнения плановых показателей Программы содействия
занятости населения Республики Карелия в 2002 году

 

Наименование показателей

2002 год

Процент выполнения

Справочно: 2002г. к 2001г.

(%)

план

факт

(январь-декабрь 2002 года)

1

2

3

4

5

6

1.

Оказание посреднических услуг клиентам центров занятости населения

 

 

 

 

 

Количество полученных от работодателей вакансий (ед.)

33000

35163

106,6

91,8

 

Трудоустройство граждан, ищущих работу (чел.)

22920

26333

114,9

91,4

2.

Оказано консультационных услуг по вопросам трудоустройства

 

 

 

 

 

Численность граждан, получивших консультационные услуги (чел.)

110000

181279

164,8

178,4

 

Численность граждан, воспользовавшихся информационной системой «Консультант-2» (киоски вакансий) (чел.)

 

-

 

103858

 

-

 

в 8,7 раза

3.

Организация профессионального обучения

 

 

 

 

 

Направлено на профессиональное обучение (чел.)

2355

2440

103,6

126,8

1

2

3

4

5

6

4.

Организация профессиональной ориентации

 

 

 

 

 

Численность граждан, получивших профориентационные услуги (чел.)

15534

23238

149,6

95,8

5.

Социальная адаптация граждан на рынке труда («Клуб ищущих работу» и «Новый старт»)

 

 

 

 

 

Численность участников программ (чел.)

1000

1061

106,1

83,5

6.

Организация общественных работ

 

 

 

 

 

Участвовало в общественных работах (чел.)

2000

3086

154,3

69,6

7.

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан

 

 

 

 

 

Трудоустроено несовершеннолетних в возрасте 14-17 лет (чел.)

3000

4168

138,9

50,1

8.

Организация трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите

 

 

 

 

 

Временное трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите (чел.)

300

544

181,3

51,1

9.

Содействие гражданам в организации предпринимательской деятельности

 

 

 

 

 

Оказано содействие в организации предпринимательской деятельности (чел.)

44

60

136,4

19,7

10.

Количество ярмарок вакансий и учебных рабочих мест (ед.)

102

161

157,8

220,5

 

С начала 2002 г. за консультационными услугами в городские и районные центры занятости обратились 181,3 тыс. чел. (при плане 110 тыс. чел.) (рис. 2).

Рис. 2. Численность лиц, получивших профориентационные услуги
и проходивших профобучение при содействии СЗ в 2002 году (чел.)

 

В 2002 году в центры занятости населения обратилось в поисках работы 44,3 тыс. чел., из них 27,3 тыс. признаны безработными. Всего на регулируемом рынке труда искало работу 57,1 тыс. чел. (с учетом зарегистрированных в службе занятости граждан на начало года), из них 38,7 тыс. безработных.

В 2002 году финансирование активных форм содействия занятости населения и выплата пособий по безработице в основном осуществлялись за счет средств федерального бюджета (рис. 3).

Рис. 3. Численность безработных, которым выплачены пособия
по безработице, в том числе в минимальном размере (человек)

 

В январе-декабре трудоустроено 26,3 тыс. чел. (при плане 22,9 тыс. чел.) (рис. 4).

 

 

Рис. 4. Численность ищущих работу граждан, в том числе трудоустроенных при содействии СЗ, с января по декабрь 2002 года (чел.)

Ограниченное участие Правительства Республики Карелия в финансировании проводимых на территории Республики Карелия мероприятий активной политики занятости населения на 2002 г. на условиях софинансирования (только Министерство труда и социального развития РК выделило 260,0 тыс. руб. на обучение инвалидов) привело к корректировке плановых показателей в сторону их уменьшения по сравнению с фактическими показателями 2001 г.

Отдельные администрации местного самоуправления городов и районов республики недостаточно активно взаимодействовали с центрами занятости населения по привлечению средств местных бюджетов для решения проблем занятости.

По состоянию на 01.01.2003 г. из федерального бюджета профинансировано:

-       на специальные программы – 6,6 млн. руб.,

-       на профессиональное обучение и профориентацию – 8,0 млн. руб.,

-       на материальную поддержку безработных (пособие по безработице и досрочные пенсии, стипендии) – 97,5 млн. руб.

Всего –112,1 млн. руб.

Сумма привлеченных средств на проведение запланированных мероприятий по содействию занятости населения за 2002 г. составила 3,7 млн. руб., из них средства местных бюджетов – 1,3 млн. руб. и работодателей –    2,4 млн. руб.

В связи с сокращением расходов из федерального бюджета на финансирование государственных гарантий обеспечения занятости населения и мероприятий временной занятости по программе общественных работ, трудовой адаптации молодежи в 2002 г. на 1/3 сократилось число участников активных программ занятости по сравнению с 2001 г. Исключение финансирования программы "Молодежная практика" полностью закрыло доступ к ней безработной молодежи в возрасте 16-26 лет, окончившей профессиональные учебные заведения.

Ограниченное финансирование мероприятий по содействию занятости населения, социальной поддержке безработных граждан и ряд других причин, прежде всего экономических, не позволили в полной мере решить проблемы рынка труда.

По-прежнему в трудовой сфере доминируют проблемы спроса на рабочую силу, недостаточным объемом которого предопределяются скрытая и открытая (в том числе регистрируемая) безработица. Отмечается наличие значительной дифференциации заработной платы по отраслям материальной и бюджетно-муниципальной сфер, повышение суммы просроченной задолженности по заработной плате в производственных отраслях. Сохраняются межтерриториальные различия по уровню доходов, занятости и безработицы.

В декабре 2002 г. в республике продолжился рост безработицы, начавшийся в ноябре текущего года. В органах государственной службы занятости на 01.01.2003 г. в качестве безработных зарегистрированы 11,8 тыс. чел. (на 01.12.2002 г. – 10,4 тыс. чел., на 01.11.2002 г. – 9,4 тыс. чел.).

За январь-декабрь 2002 г. уровень официально регистрируемой безработицы увеличился на 0,1 п. п. и составил на 1 января 2003 г. 3,0% (на 1 января 2002 г. 2,9%).

На конец декабря в двенадцати административно-территориальных единицах произошло увеличение уровня безработицы по сравнению с январем 2002 г. В г. Кондопога – с 2,5 (на 01.01.2002 г.) до 3,4% на (31.12.2002 г.), Сегежа – с 5,0 до 5,6%, Пудож – с 7,9 до 8,3%, в Муезерском, Калевальском, Олонецком и Прионежском районах – с 3,8 до 4,7%, с 9,4 до 10,2%, с 3,2 до 3,9%, с 2,4 до 3,2% соответственно.

На территории семи муниципальных образований произошло снижение уровня безработицы.

К началу января 2002 г. в тринадцати муниципальных образованиях Республики Карелия уровень регистрируемой безработицы превысил республиканский показатель, при этом в четырех – в 2 и более раз.

Наиболее высокий уровень безработицы по состоянию на 31.12.2002 г. зарегистрирован в Калевальском – 10,2%, в Пудожском – 8,3%, в Беломорском – 6,0%, в Вепсской национальной волости – 7,1%. Наименьший уровень безработицы имел место в Суоярвском районе – 0,7% и в городе Петрозаводске – 1,3%.

В связи с резким увеличением числа обратившихся в службу занятости граждан в октябре-декабре 2002 г. и абсолютным снижением в эти месяцы численности снятых с учета коэффициент напряженности на регулируемом рынке труда увеличился с 1,8 чел. по состоянию в 01.10.2002 г.                               (на 01.01.2002 г. – 3,7 чел.) до 4,0 чел. по состоянию на 31.12.2002 г. (рис. 5).

 

Рис. 5. Распределение граждан, снятых с учета СЗ по причинам выбытия,
с января по декабрь 2002 года (в процентах)

В республике несколько увеличилась длительность периода незанятости. За 2002 г. средняя продолжительность безработицы в республике по сравнению с 2001 годом возросла на 0,1 мес. (2002 г.–4,96 мес., 2001 г. – 4,85 мес.) (рис. 6).

 

Рис. 6. Распределение безработных граждан по продолжительности
безработицы в 2002 году (в процентах)

 

В условиях несбалансированности спроса и предложения рабочей силы в 2002 году региональный рынок труда более всего нуждался в развитии человеческих ресурсов, в повышении мотивации незанятых граждан и безработных к труду, а также в расширении возможностей легального трудоустройства.

Вышеуказанные проблемы выдвигаются в число приоритетных задач стратегии деятельности Департамента ФГСЗН по Республике Карелия, принятой на 2003 год. Выбор конкретных мероприятий, которые бы помогли снизить остроту проблем безработицы, представлен программой «Содействие занятости населения Республики Карелия на 2002-2003 годы», в рамках которой планируется:

-       соблюдение основного минимума социально-трудовых прав безработного гражданина (выплата пособий, стипендий, досрочных пенсий и оказание материальной помощи),

-       повышение адаптационного потенциала наиболее уязвимых категорий безработных, нуждающихся в активном содействии государственной службы занятости,

-       повышение доли активной составляющей в структуре незанятых граждан, ищущих работу,

-       сокращение длительной безработицы и срока поиска работы.

Учитывая это, государственная служба занятости населения определяет следующие направления и действия на открытом рынке труда, а именно :

-       повышение эффективности использования и консолидацию средств за счет всех источников финансирования на реализацию политики занятости,

-       совершенствование анализа, прогноза и мониторинга рынка труда в целях сбалансированности спроса и предложения рабочей силы,

-       повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда в результате реализации ряда программ профессионального образования, трудовой и социальной адаптации, психологической поддержки населения,

-       расширение информационного пространства, включая систему ИНТЕРНЕТ, консультативно-правовую помощь гражданам,

-       использование межтерриториального банка вакансий, банка вакансий для специалистов «Ресурс»;

-       внедрение процедуры профилирования безработных граждан.

Реализация намеченных планов будет непосредственно связана с корректировкой действующих нормативно-правовых норм, совершенствованием институтов рынка, его функций, системой социального партнерства, являющихся центральными вопросами проводимой государственной политики содействия занятости населения.

В соответствии с мероприятиями программы в 2003 г. Департаментом ФГСЗН по РК во взаимодействии с государственными органами исполнительной власти РК, местными администрациями, работодателями, учебными заведениями всех уровней предполагается:

-   ежемесячно поддержать доходы в среднем 12,6-15,8 тыс. безработных, которым в соответствии с законодательством будет назначено социальное пособие по безработице;

-       повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения при участии органов занятости населения 23 тыс. вакансий;

-       обеспечить трудоустройство на общественные работы около 2,2 тыс. человек, трудоустройство особо нуждающихся в социальной защите – 500 чел.;

-       привлечь к участию в программе «Трудовая адаптация» 3,0 тыс. несовершеннолетних граждан 14-18 лет на условиях временной занятости;

-       предоставить возможность прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с целью последующего трудоустройства более 2,6 тыс. безработных и незанятых граждан;

-       оказать профориентационные услуги 15,0 тыс. граждан;

-       организовать около 130 ярмарок вакансий;

-       оказать консультационные услуги, предоставлять информацию с использованием самосервиса («Консультант-2») и интернет-технологии по вопросам трудоустройства 180 тыс. человек;

Для реализации всех запланированных мероприятий программы, кроме средств федерального бюджета (5,9 млн. руб.), потребуется привлечение средств республиканского бюджета (утверждено на 2003 г. – 726 тыс. руб.), средств местных бюджетов и работодателей (в объеме 4, 5-5 млн. руб.).

Предполагаемые мероприятия позволят не допустить превышения 4,0 % уровня регистрируемой безработицы, запланированного на 2003 г.