Отраслевая структура подготовки специалистов системой профессионального образования и
рынок труда в Республике Карелия

В. А. Гуртов, А. Г. Мезенцев

Петрозаводский государственный университет
vgurt@mainpgu.karelia.ru; mez@karelia.ru

Своевременное и научно обоснованное формирование социального заказа со стороны органов государственного управления на отраслевую структуру, перечень специальностей и количество обучающихся студентов является стратегической задачей с точки зрения обеспечения устойчивого развития региона [1, 2].

При рассмотрении контингента студентов и учащихся за 1997-2001 годы в Республике Карелия по различным уровням профессионального образования отмечено, что общие тенденции в Карелии схожи с таковыми в России в целом, тем не менее можно обратить внимание на особенности. Так, в Карелии заметно быстрее рос контингент студентов вузов – на 81% за пять лет (74% – в России), а по приему рост составил 69% (в России – 55%). Контингент учащихся в средних профессиональных учебных заведениях в Карелии вырос на 24, а в России – на 22,5%. Начальное профессиональное обучение в Карелии развивалось и рост контингента составил 15%, в то время как в России количество учащихся уменьшилось на 1%. В средних школах Карелии общий контингент учащихся уменьшился на 19% (14% – в России), выпуск из 11 классов вырос на 29% (на 14% – в России),  т.е. ситуация повторяла общую по России [2, 5] (рис. 1, 2).

 

 

Рис. 1


Рис. 2

 

 

Анализ структуры выпуска специалистов из вузов Карелии всех форм обучения за 2002 год позволяет отметить особенности сложившейся на данный момент отраслевой структуры подготовки специалистов в Карелии в сравнении с Россией и странами Северной Европы. Наибольшую долю в структуре выпуска в Карелии на настоящий момент составляют специальности для системы экономики и управления – 30%,  специальности для системы образования – 24%. В отраслевой структуре по России контингент студентов таких специальностей составляет соответственно 8 и 27%. Выпуск специалистов гуманитарных направлений в Карелии составил 17%, что достаточно близко к средней по России: от 7% в 1994 году до 25% – в 2001 году. Выпуск специалистов инженерно-технического, строительного и сельскохозяйственного профиля в Карелии составил 11%, а в структуре по России – более 29%. Примерно одинаковым, как в Карелии (5%), так и в среднем по России (3%), остается выпуск специалистов в области здравоохранения [4, 6] (рис. 3, 4).

 

Рис. 3

 

 

 

Рис. 4

Анализ структуры приема в вузы Карелии за 2002 год позволяет прогнозировать выпуск 2007 года, а также дать обоснованный прогноз выпуска специалистов в Карелии через 4-6 лет, т.е. проанализировать тенденции изменения отраслевой структуры подготовки специалистов. Доля выпуска по специальностям для системы образования  в 2007 году практически не изменится – 24 и 24% (вып. 2002 г.) и останется выше среднего по России – 7%. Несколько уменьшится выпуск по специальностям здравоохранения с 5 до 4% (в России около 3%), по специальностям для системы экономики и управления – с 30 до 23% и  по гуманитарным специальностям – с 17 до 13% (в России эти показатели выше – 29 и 19%) Возрастет доля выпускников: по специальностям математики и информатики с 3 до 5%, инженерно-техническим, строительным и сельскохозяйственным – с 11 до 20% , что по-прежнему ниже среднероссийских показателей – 34%. Контингент студентов вузов РФ показан на рисунках 5 и 6.

 

 

 

Рис. 5

 

Рис. 6

 

Для среднего профессионального образования (контингент), по Карелии за 2002 год учтены данные по контингенту всех форм обучения в 2002 году. Сопоставление с отраслевой структурой России позволяет выявить особенности подготовки специалистов данного уровня в Карелии (рис. 7, 8).

 

Рис. 7

Специальности экономики и управления в ССУЗах Карелии составляют 18% по контингенту учащихся (в России 24%); инженерно-технические – 29% (в России 23%); строительные и сельскохозяйственные (включая для лесного хозяйства) 21% (в России 13%); здравоохранение 6% (в России 10%); гуманитарные и социальные специальности 5% (в России 7%). В 2001 году наибольшая доля учащихся готовилась по специальностям экономики и управления – 24%, инженерно-техническим – 23%, образования – 11%, здравоохранения – 10%. По специальностям строительного и сельскохозяйственного профиля обучается 13% учащихся.

 

Рис. 8

 

В начальном профессиональном образовании (контингент) по Карелии за 2002 год при условном разбиении по отраслевой структуре подготовки аналогично высшему и среднему профессиональному образованию наибольшая доля учащихся готовится для сферы технических профессий – 42%, затем идут специальности «сервиса» – 24%, (специальности «сервиса» в высшем обучении составляли крайне незначительную долю, а в среднем профессиональном – 7%), для сельского и лесного хозяйства готовится 10%, для строительства 12% и для экономики и управления – 5% учащихся (рис. 9).

Рис. 9

 

Располагая демографическими данными по количеству населения в различных возрастных группах, можно прогнозировать контингент учащихся на различных уровнях образования вплоть до 2015 года. Из данных по количеству детей в возрасте 7 лет (поступают в 1 класс) начиная с 1982 года (в показателе количества детей на 1000 человек населения) видно, как с 1993 года этот показатель "обвально" уменьшается с 17 до 8 к 1999-2001 году и далее продолжается тенденция к спаду. Исходя из этого делается прогноз по движению "демографического провала" как снижения ресурса приема в 5-е и 10-е классы к 2003 и 2008 году, в вузы и ССУЗы – к 2010 году. Очевидно также, что аналогичное влияние пройдет "волной" последовательно по всем уровням и сферам жизни, и этот процесс можно прогнозировать по годам.

Для того чтобы удовлетворять потребности изменяющейся экономики, необходимо модернизировать программы существующих специальностей и открывать новые. Новые специальности за последние 3 года в Карелии открывались только для системы высшего образования в ПетрГУ и КГПУ (дневная форма обучения). За последние три года открыто 13 специальностей из 9 обобщенных групп специальностей.

Среди них пять специальностей из группы 050000 «Образование» в КГПУ:

030100      Информатика

030800      Изобразительное искусство

031300      Социальная педагогика

032000      Специальная дошкольная педагогика и психология

032600      История

Остальные восемь специальностей открыты в ПетрГУ:

020800      Историко-архивоведение

350200      Международные отношения

350500      Социальная работа

061000      Государственное и муниципальное управление

090500      Открытые горные работы

101600      Энергообеспечение предприятий

190900      Информационно-измерительная техника и технологии

291000      Автомобильные дороги и аэродромы

При этом надо отметить, что на специальность 291000 «Автомобильные дороги и аэродромы» ранее велся прием по заочной форме обучения, а с 2000 года осуществляется прием на очную форму обучения.

При формировании заказа на специалистов необходимо учитывать не только исторически сложившееся распределение экономики, но также тот факт, что рыночная экономика в развитых странах формирует примерно одинаковую структуру потребности в специалистах.

Структура промышленного производства в Карелии в 2001 году позволяет оценить по вкладу соответствующих отраслей потребность в специалистах среднего и высшего звена. Очевидно, что основной отраслью экономики Республики Карелия была и остается лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, доля которой по произведенной продукции составляет 49%. Далее идут: черная металлургия – 12,8%, пищевая промышленность – 13,8%, электроэнергетика – 9,1%, машиностроение и металлообработка – 5,9% и другие [7, 8, 13].

Данные по распределению численности занятого населения Карелии по отраслям экономики и социальной сфере Карелии в 2001 году позволяют детализировать прогноз потребности в кадрах соответствующих отраслей и профессий. Всего в 2001 году в экономике и социальной сфере Карелии было занято 339,6 тысячи человек. По отраслям распределение выглядело так: промышленность – 26,2%; образование, культура и искусство – 12,5%; транспорт и связь – 12,2%; здравоохранение и социальное обеспечение – 7,9%; торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение – 14%; жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения – 6,6%; управление – 5%; сельское и лесное хозяйство – 6,2%; строительство – 5,3% и другие [7, 9] (рис. 10).

 

Рис. 10. Распределение численности занятого населения по отраслям
экономики и социальной сферы в Республике Карелия в 2001 году

 

 

В 2001 году трудовой потенциал РК составил 470,3 тыс. человек, в том числе 453,5 тыс. человек – из числа населения в трудоспособном возрасте и 16,8 тыс. человек из числа лиц старших возрастов и подростков, занятых в экономике. Трудовые ресурсы достаточно стабильны и за последние 10 лет претерпевают колебания на уровне 2-3%.

Постоянное население в возрасте 15-72 года в 2001 году составляло 594,9 тыс. человек, из них экономически активное – 395 тыс. человек, или 66,4% от общей численности населения этого возраста. Этот показатель близок к среднему значению по СЗФО (66,5%) и несколько выше среднероссийского (64,2%). Экономически неактивное население составило 199,9 тыс. человек, или 33,6%. Это значение составляло в 1992 году 27,4% (минимальная величина) и 34,7% в 1996 году (максимальная величина).

Среди экономически активного населения безработные в 2001 году составили 34,2 тыс. человек, что соответствует уровню безработицы 8,7% и выше, чем в среднем по СЗФО (7,7%), но ниже общероссийского показателя (9,1%). За последние 3 года численность безработных уменьшилась практически вдвое (65,3 тыс. человек в 1999 году).

На рисунке 11 показано распределение количества безработных по городам и районам Республики Карелия, а на рисунке 12 отражены эти же зависимости, но для молодежи в возрасте 15-29 лет [8, 11, 12]. Из данных рисунков видно, что, существенным образом не уменьшается численность безработных в Кемском, Беломорском, Калевальском районах, а удельный вес безработной молодежи высок в Сегежском и Медвежьегорском районах. Высокая напряженность на рынке труда сохраняется в Пряжинском и Сегежском районах (рис. 13).

 

 

Рис. 11. Численность безработных, зарегистрированных

в государственной службе занятости (на конец года)
(без г. Петрозаводска, 1996 г. – 10597, 1998 г. – 9907)

 

 

Рис. 12. Численность безработных в возрасте 15-29 лет,

зарегистрированных в государственной службе занятости (на конец года)

 

Рис. 13. Напряженность на рынке труда

(число безработных на 1 вакансию, на конец года)

(без Пудожского района,1996 г. – 805, Сегежского района, 1998 г. – 594,
Муезерского района, 1998 г. – 332, 2000 г. – 309, Калевальского национального района, 1996г. – 251, Беломорского района, 1998г. – 147,6)


Проблема безработицы волнует сегодняшних студентов вузов. На вопрос «Опасаетесь ли вы безработицы после окончания вуза?» утвердительно ответили 48% второкурсников лесоинженерного факультета и 46% – сельскохозяйственного факультета. В то же время необходимо отметить, что в армии безработных доля лиц с высшим образованием в 2001 году составила всего 7%, в то время как в 1992 году их доля была 22%. Это говорит о том, что рыночная экономика требует, прежде всего, высококвалифицированных специалистов.

В рамках изучения темы «Социальные ценности россиян и современные реформы» в ПетрГУ был рассмотрен вопрос о социальных ценностях российской молодежи и проводился экспресс-опрос, составленный на основе разработок НИЦ Института молодежи РФ (г. Москва).

В сентябре-октябре 2002 года в таком опросе участвовали второкурсники лесоинженерного (МОЛК и ЛППХ) и сельскохозяйственного факультетов (агрономы и механики).

Полученные данные приводятся в таблице 1. Цифры «говорящие», поэтому в комментариях не нуждаются. Только одним замечанием хотелось бы предварить публикацию: студенты выбирают варианты с учетом как личных ценностных приоритетов, так и социально-экономических условий, предлагаемых средой. Поэтому, чтобы повлиять на их жизненные приоритеты, необходимы и ценностно-ориентированное воспитание, и изменение самой среды.

Итак, приведем данные экспресс-опроса [10].

 

Таблица 1

Вопрос: «Какие из проблем личного характера доставляют вам наибольшее беспокойство?» (приоритеты расставлены по мере убывания значимости, 1 – больше всего беспокоят, 11 – беспокоят меньше всего)

 

ЛИФ     СХФ

Карьера                                                                                     3           3

Возможность проведения досуга                                          11           9

Проблемы нравственного характера                                      10           7

Любовь                                                                                     4           1

Материальная зависимость от родителей                                8           4

Взаимоотношения с друзьями                                                 6           6

Здоровье                                                                                   2           2

Жилищная проблема                                                                9           8

Деньги, возможность зарабатывать                                        1           1

Возможность получения образования                                    5           2

Взаимоотношения с родителями                                             7           5

 

Вопрос: «Опасаетесь ли вы безработицы после окончания вуза?»

 

Да                                                                                       48%          46%

Нет                                                                                     52%          54%

Вопрос: «В поисках работы в дальнейшем вы надеетесь... »

 

Скорее на себя                                                                   79%        70%

Скорее на чью-то помощь                                                 21%        30%

 

Вопрос: «Для чего вы учитесь?»

(здесь необходимо было выбрать один наиболее важный вариант ответа).

 

Чтобы стать высококвалифицированным специалистом      32%   42%

Для самосовершенствования                                                 13%   3%

Чтобы получить диплом                                                        11%   19%

Чтобы иметь в будущем высокую зарплату                          34%   9%

Чтобы получить знания, стать человеком высокой культуры 10%       17%

 

Вопрос: «После окончания вуза вы планируете...»

(здесь необходимо было выбрать один вариант).

 

Работать по специальности, полученной в вузе                    38%   11%

Поступить в аспирантуру, заниматься наукой                      4%     3%

Получить новую специальность, квалификацию                   14%   25%

Уехать за границу на время для работы по специальности 7%     5%

Работать где придется, лишь бы хорошо платили                9%     18%

Заниматься предпринимательством                                      5%     18%

Уехать за границу навсегда                                                    0%     2%

Пока еще не решил                                                                 23%   18%

 

Вопрос: «Как вы считаете, к чему должен стремиться сегодня каждый молодой человек?»

(надо было расставить приоритеты по мере убывания значимости,                         1 – максимально важно, 5 – наименее важно)

 

Иметь хорошую семью и хороших детей                                 2     1

Быть материально хорошо обеспеченным                               1     2

Быть здоровым и физически сильным                                    4     3

Быть свободным и независимым                                             3     4

Быть профессиональным в своем деле                                    5     5

 

Анализ распределения на работу специалистов, закончивших дневные отделения вузов, показывает, что 50% из них получили направление на работу, 40% уже самостоятельно устроились на работу в процессе учебы и только 8 % не получили направление на работу (табл. 2, 3). Аналогичная картина и среди студентов средних специальных учебных заведений [8, 11].


Таблица 2

Распределение на работу специалистов, окончивших дневные отделения

высших учебных заведений по группам специальностей

(за период с 1 октября 2000 г. по 30 сентября 2001 г., человек)

 

 

Выпущено специалистов

Из выпуска:

Удельный вес лиц, не получивших направление на работу, %

получили направ-ление на работу

не получили направление на работу

само-стоя-тельно трудо-устрои-лись

про-дол-жают обу-чение

Всего

1535

621

122

480

268

7,9

В том числе по
направлениям – всего

261

25

18

7

210

6,9

Естественные науки
и математика

94

12

16

-

66

17,0

Образование

134

-

-

7

127

-

Технические науки

33

13

2

 -

17

6,1

По группам
специальностей – всего

1274

596

104

473

58

8,2

Естественнонаучные

195

94

-

90

9

-

Гуманитарно-социальные

407

196

27

145

30

6,6

Образование

146

70

-

73

 -

 

Здравоохранение

128

101

14

12

1

10,9

Культура и искусство

78

-

 -

78

-

 -

Экономика и управление

55

19

30

 -

6

54,5

Естественно- технические

13

9

1

-

1

7,7

Технологические
 машины и оборудование

39

9

 -

23

-

-

Информатика
и вычислительная техника

14

10

1

 -

-

7,1

Воспроизводство,
переработка лесных
ресурсов

59

17

-

38

1

-

Строительство
и архитектура

64

19

28

 -

4

43,8

Сельское и рыбное
хозяйство

76

52

3

14

1

3,9

 


Таблица 3

Распределение на работу специалистов, окончивших дневные отделения

средних специальных учебных заведений, по группам специальностей

(за период с 1 октября 2000 г. по 30 сентября 2001 г., человек)

 

 

Выпущено специалистов

Из выпуска:

Удельный вес лиц, не получивших направление на работу, %

получили направ-ление на работу

не получили направление на работу

самостоя-тельно
трудоустроились

про-должают обучение

Всего,

в том числе по группам специальностей

1689

561

104

418

316

6,2

Гуманитарно-социальные

52

13

 -

15

16

-

Образование

311

84

-

92

130

-

Здравоохранение

192

120

72

-

-

37,5

Культура и искусство

82

55

3

23

1

 

Экономика
и управление

161

9

15

96

20

9,3

Энергетика

53

28

1

2

4

1,9

Машиностроение
и металлообработка

31

-

 -

28

-

-

Технологические
машины и оборудование

175

46

-

29

52

-

Электротехника

72

12

-

5

14

-

Автоматика
и управление

41

39

-

2

 -

-

Эксплуатация
транспорта

151

83

-

12

29

-

Воспроизводство
и переработка лесных ресурсов

88

15

 -

37

8

-

Технология продовольственных продуктов

44

 -

 -

26

8

-

Строительство
и архитектура

175

57

8

32

34

4,6

Сельское и рыбное
хозяйство

61

-

5

19

 -

8,2

 

 


Заключение

Структура подготовки специалистов в образовательных учреждениях ВПО в разрезе групп специальностей является достаточно стабильной. Оптимизированный прогноз потребности в выпускниках вузов говорит о возможности уменьшения доли специалистов в области образования с 29 до 24% от всего приема и желательности роста доли выпускников по специальности «Информатика» и инженерно-техническим специальностям.

Данные по распределению численности занятого населения Карелии по отраслям экономики и в социальной сфере Карелии в 2001 году позволяют детализировать прогноз потребности в кадрах для соответствующих отраслей и профессий. Всего в 2001 году в экономике и социальной сфере Карелии было занято 339,6 тысячи человек. По отраслям распределение занятых выглядит следующим образом: промышленность – 26,2%; торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение – 14%; образование, культура и искусство – 12,5%; транспорт и связь – 12,2%; здравоохранение и социальное обеспечение – 7,9%; жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения – 6,6%; сельское и лесное хозяйство – 6,2%; строительство – 65,3%; управление – 5% и другие.

Демографические изменения, происходящие с 1987 по настоящее время, не влияют на рынок трудовых ресурсов Карелии, поскольку доля трудоспособного населения последние 30 лет не меняется и составляет 60±2% от общей численности населения. Эта тенденция сохранится до 2012 года.

 

Источники информации

 

1.     Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 г.               № 1756-р; Приказ Минобразования России от 23.07.2002 г. № 2866.

2.     Основные направления деятельности Правительства Республики Карелия по социально-экономическому развитию Республики Карелия на 2002 – 2006 годы. Петрозаводск, 2002. 50 с.

3.     Васильев В.Н., Гуртов В.А., Сазонов Б.А., Суровов М.В. Система мониторинга, анализа и прогнозирования развития образования и образовательных структур в регионах России // Индустрия образования: Сборник статей. Вып. 5. М., 2002. С. 52-60.

4.     Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: Статистический сборник / НИИВО. Центр образовательной статистики. М., 1999. 100 с. М., 2000. 101 с. М., 2001. 92 с.

5.     Регионы России: Статистический сборник: В 2 т. / Госкомстат России. М., 2001. Т.1. 604 с.; Т.2. 879 с.

6.     Республика Карелия в цифрах: Статистический сборник / Госкомстат РФ, Госкомстат РК. Петрозаводск, 2002. 260 с.

7.     Труд и занятость в Республике Карелия: Статистический сборник за 2001 год / Госкомстат РФ, Госкомстат РК. Петрозаводск, 2002. 52 с.

8.     О положении на рынке труда в Республике Карелия. Аналитическая записка за 2001 год / Госкомстат РФ, Госкомстат РК. Петрозаводск, 2002. 20 с.

9.     Республика Карелия в цифрах: Статистический сборник / Госкомстат РФ, Госкомстат РК. Петрозаводск, 2002. 260 с.

10. Мартьянова О. Ваши жизненные приоритеты // Газета "Петрозаводский университет". 2002. №35.

11. Основные показатели деятельности органов службы занятости населения Республики Карелия, январь – декабрь 2002 года: Статбюллетень / Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Карелия. Петрозаводск, 2003. 27 с.

12. Рудаков М.Н. Рынок труда: закономерности и механизмы функционирования. Петрозаводск, 2001. 171с.

13. Экономика Республики Карелия в экономике России в 2001 году: Экспресс-бюл./ Госкомстат РФ, Госкомстат РК. Петрозаводск, 2002. 12с.