Своевременное и научно обоснованное формирование социального заказа со стороны органов государственного управления на отраслевую структуру, перечень специальностей и количество обучающихся студентов является стратегической задачей с точки зрения обеспечения устойчивого развития региона [1, 2].
При рассмотрении контингента студентов и учащихся за 1997-2001 годы в Республике Карелия по различным уровням профессионального образования отмечено, что общие тенденции в Карелии схожи с таковыми в России в целом, тем не менее можно обратить внимание на особенности. Так, в Карелии заметно быстрее рос контингент студентов вузов – на 81% за пять лет (74% – в России), а по приему рост составил 69% (в России – 55%). Контингент учащихся в средних профессиональных учебных заведениях в Карелии вырос на 24, а в России – на 22,5%. Начальное профессиональное обучение в Карелии развивалось и рост контингента составил 15%, в то время как в России количество учащихся уменьшилось на 1%. В средних школах Карелии общий контингент учащихся уменьшился на 19% (14% – в России), выпуск из 11 классов вырос на 29% (на 14% – в России), т.е. ситуация повторяла общую по России [2, 5] (рис. 1, 2).
Рис.
1
Рис. 2
Анализ структуры выпуска специалистов из вузов Карелии всех форм обучения за 2002 год позволяет отметить особенности сложившейся на данный момент отраслевой структуры подготовки специалистов в Карелии в сравнении с Россией и странами Северной Европы. Наибольшую долю в структуре выпуска в Карелии на настоящий момент составляют специальности для системы экономики и управления – 30%, специальности для системы образования – 24%. В отраслевой структуре по России контингент студентов таких специальностей составляет соответственно 8 и 27%. Выпуск специалистов гуманитарных направлений в Карелии составил 17%, что достаточно близко к средней по России: от 7% в 1994 году до 25% – в 2001 году. Выпуск специалистов инженерно-технического, строительного и сельскохозяйственного профиля в Карелии составил 11%, а в структуре по России – более 29%. Примерно одинаковым, как в Карелии (5%), так и в среднем по России (3%), остается выпуск специалистов в области здравоохранения [4, 6] (рис. 3, 4).
Рис. 3
Рис. 4
Анализ структуры приема в вузы Карелии за 2002 год позволяет прогнозировать выпуск 2007 года, а также дать обоснованный прогноз выпуска специалистов в Карелии через 4-6 лет, т.е. проанализировать тенденции изменения отраслевой структуры подготовки специалистов. Доля выпуска по специальностям для системы образования в 2007 году практически не изменится – 24 и 24% (вып. 2002 г.) и останется выше среднего по России – 7%. Несколько уменьшится выпуск по специальностям здравоохранения с 5 до 4% (в России около 3%), по специальностям для системы экономики и управления – с 30 до 23% и по гуманитарным специальностям – с 17 до 13% (в России эти показатели выше – 29 и 19%) Возрастет доля выпускников: по специальностям математики и информатики с 3 до 5%, инженерно-техническим, строительным и сельскохозяйственным – с 11 до 20% , что по-прежнему ниже среднероссийских показателей – 34%. Контингент студентов вузов РФ показан на рисунках 5 и 6.
Рис. 5
Рис.
6
Для среднего профессионального образования
(контингент), по Карелии за 2002 год учтены данные по контингенту всех форм
обучения в 2002 году. Сопоставление с отраслевой структурой России позволяет
выявить особенности подготовки специалистов данного уровня в Карелии (рис. 7,
8).
Рис. 7
Специальности экономики и управления в ССУЗах Карелии составляют 18% по
контингенту учащихся (в России 24%); инженерно-технические – 29% (в России
23%); строительные и сельскохозяйственные (включая для лесного хозяйства) 21%
(в России 13%); здравоохранение – 6% (в России 10%); гуманитарные и
социальные специальности – 5% (в России 7%). В 2001 году наибольшая доля
учащихся готовилась по специальностям экономики и управления – 24%,
инженерно-техническим – 23%, образования – 11%, здравоохранения – 10%. По
специальностям строительного и сельскохозяйственного профиля обучается 13%
учащихся.
Рис. 8
В начальном профессиональном образовании (контингент) по Карелии за 2002 год при условном разбиении по отраслевой структуре подготовки аналогично высшему и среднему профессиональному образованию наибольшая доля учащихся готовится для сферы технических профессий – 42%, затем идут специальности «сервиса» – 24%, (специальности «сервиса» в высшем обучении составляли крайне незначительную долю, а в среднем профессиональном – 7%), для сельского и лесного хозяйства готовится 10%, для строительства 12% и для экономики и управления – 5% учащихся (рис. 9).
Рис. 9
Располагая демографическими данными по количеству населения в различных возрастных группах, можно прогнозировать контингент учащихся на различных уровнях образования вплоть до 2015 года. Из данных по количеству детей в возрасте 7 лет (поступают в 1 класс) начиная с 1982 года (в показателе количества детей на 1000 человек населения) видно, как с 1993 года этот показатель "обвально" уменьшается с 17 до 8 к 1999-2001 году и далее продолжается тенденция к спаду. Исходя из этого делается прогноз по движению "демографического провала" как снижения ресурса приема в 5-е и 10-е классы к 2003 и 2008 году, в вузы и ССУЗы – к 2010 году. Очевидно также, что аналогичное влияние пройдет "волной" последовательно по всем уровням и сферам жизни, и этот процесс можно прогнозировать по годам.
Для того чтобы удовлетворять потребности изменяющейся экономики, необходимо модернизировать программы существующих специальностей и открывать новые. Новые специальности за последние 3 года в Карелии открывались только для системы высшего образования в ПетрГУ и КГПУ (дневная форма обучения). За последние три года открыто 13 специальностей из 9 обобщенных групп специальностей.
Среди них пять специальностей из группы 050000 «Образование» в КГПУ:
030100 Информатика
030800 Изобразительное искусство
031300 Социальная педагогика
032000 Специальная дошкольная педагогика и психология
032600 История
Остальные восемь специальностей открыты в ПетрГУ:
020800 Историко-архивоведение
350200 Международные отношения
350500 Социальная работа
061000 Государственное и муниципальное управление
090500 Открытые горные работы
101600 Энергообеспечение предприятий
190900 Информационно-измерительная техника и технологии
291000 Автомобильные дороги и аэродромы
При этом надо отметить, что на специальность 291000 «Автомобильные дороги и аэродромы» ранее велся прием по заочной форме обучения, а с 2000 года осуществляется прием на очную форму обучения.
При формировании заказа на специалистов необходимо учитывать не только исторически сложившееся распределение экономики, но также тот факт, что рыночная экономика в развитых странах формирует примерно одинаковую структуру потребности в специалистах.
Структура промышленного
производства в Карелии в 2001 году позволяет оценить по вкладу соответствующих
отраслей потребность в специалистах среднего и высшего звена. Очевидно, что
основной отраслью экономики Республики Карелия была и остается лесная,
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, доля которой по
произведенной продукции составляет 49%. Далее идут: черная металлургия – 12,8%,
пищевая промышленность – 13,8%, электроэнергетика – 9,1%, машиностроение и
металлообработка – 5,9% и другие [7, 8, 13].
Данные по распределению численности занятого населения Карелии по отраслям экономики и социальной сфере Карелии в 2001 году позволяют детализировать прогноз потребности в кадрах соответствующих отраслей и профессий. Всего в 2001 году в экономике и социальной сфере Карелии было занято 339,6 тысячи человек. По отраслям распределение выглядело так: промышленность – 26,2%; образование, культура и искусство – 12,5%; транспорт и связь – 12,2%; здравоохранение и социальное обеспечение – 7,9%; торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение – 14%; жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения – 6,6%; управление – 5%; сельское и лесное хозяйство – 6,2%; строительство – 5,3% и другие [7, 9] (рис. 10).
Рис. 10.
Распределение численности занятого населения по отраслям
экономики и социальной сферы в Республике Карелия в 2001 году
В 2001 году трудовой потенциал РК составил 470,3 тыс. человек, в том числе 453,5 тыс. человек – из числа населения в трудоспособном возрасте и 16,8 тыс. человек из числа лиц старших возрастов и подростков, занятых в экономике. Трудовые ресурсы достаточно стабильны и за последние 10 лет претерпевают колебания на уровне 2-3%.
Постоянное население в возрасте 15-72 года в 2001 году составляло 594,9 тыс. человек, из них экономически активное – 395 тыс. человек, или 66,4% от общей численности населения этого возраста. Этот показатель близок к среднему значению по СЗФО (66,5%) и несколько выше среднероссийского (64,2%). Экономически неактивное население составило 199,9 тыс. человек, или 33,6%. Это значение составляло в 1992 году 27,4% (минимальная величина) и 34,7% в 1996 году (максимальная величина).
Среди экономически активного населения безработные в 2001 году составили 34,2 тыс. человек, что соответствует уровню безработицы 8,7% и выше, чем в среднем по СЗФО (7,7%), но ниже общероссийского показателя (9,1%). За последние 3 года численность безработных уменьшилась практически вдвое (65,3 тыс. человек в 1999 году).
На рисунке 11 показано распределение количества безработных по городам и районам Республики Карелия, а на рисунке 12 отражены эти же зависимости, но для молодежи в возрасте 15-29 лет [8, 11, 12]. Из данных рисунков видно, что, существенным образом не уменьшается численность безработных в Кемском, Беломорском, Калевальском районах, а удельный вес безработной молодежи высок в Сегежском и Медвежьегорском районах. Высокая напряженность на рынке труда сохраняется в Пряжинском и Сегежском районах (рис. 13).
Рис. 11. Численность безработных,
зарегистрированных
в государственной службе занятости (на конец
года)
(без г. Петрозаводска, 1996 г. – 10597, 1998 г. – 9907)
Рис. 12. Численность безработных в возрасте 15-29 лет,
зарегистрированных
в государственной службе занятости (на конец года)
Рис. 13. Напряженность на рынке труда
(число безработных на 1
вакансию, на конец года)
(без Пудожского района,1996 г. – 805, Сегежского
района, 1998 г. – 594,
Муезерского района, 1998 г. – 332, 2000 г. – 309, Калевальского национального
района, 1996г. – 251, Беломорского района, 1998г. – 147,6)
Проблема безработицы волнует сегодняшних студентов вузов. На вопрос «Опасаетесь ли вы безработицы после окончания вуза?» утвердительно ответили 48% второкурсников лесоинженерного факультета и 46% – сельскохозяйственного факультета. В то же время необходимо отметить, что в армии безработных доля лиц с высшим образованием в 2001 году составила всего 7%, в то время как в 1992 году их доля была 22%. Это говорит о том, что рыночная экономика требует, прежде всего, высококвалифицированных специалистов.
В рамках изучения темы «Социальные ценности россиян и современные
реформы» в ПетрГУ был рассмотрен вопрос о социальных ценностях российской
молодежи и проводился экспресс-опрос, составленный на основе разработок НИЦ
Института молодежи РФ (г. Москва).
В
сентябре-октябре 2002 года в таком опросе участвовали второкурсники
лесоинженерного (МОЛК и ЛППХ) и сельскохозяйственного факультетов (агрономы и
механики).
Полученные
данные приводятся в таблице 1. Цифры «говорящие», поэтому в комментариях не
нуждаются. Только одним замечанием хотелось бы предварить публикацию: студенты
выбирают варианты с учетом как личных ценностных приоритетов, так и
социально-экономических условий, предлагаемых средой. Поэтому, чтобы повлиять
на их жизненные приоритеты, необходимы и ценностно-ориентированное воспитание,
и изменение самой среды.
Итак,
приведем данные экспресс-опроса [10].
Таблица 1
Вопрос: «Какие из проблем
личного характера доставляют вам наибольшее беспокойство?» (приоритеты
расставлены по мере убывания значимости, 1 – больше всего беспокоят, 11 – беспокоят
меньше всего)
ЛИФ СХФ
Карьера 3
3
Возможность
проведения досуга 11 9
Проблемы
нравственного характера 10 7
Любовь 4
1
Материальная
зависимость от родителей 8 4
Взаимоотношения
с друзьями 6
6
Здоровье
2
2
Жилищная
проблема 9
8
Деньги,
возможность зарабатывать 1
1
Возможность
получения образования 5
2
Взаимоотношения
с родителями 7 5
Вопрос:
«Опасаетесь ли вы безработицы после окончания вуза?»
Да
48% 46%
Нет
52%
54%
Вопрос:
«В поисках работы в дальнейшем вы надеетесь... »
Скорее
на себя 79%
70%
Скорее
на чью-то помощь 21%
30%
Вопрос:
«Для чего вы учитесь?»
(здесь
необходимо было выбрать один наиболее важный вариант ответа).
Чтобы
стать высококвалифицированным специалистом 32%
42%
Для
самосовершенствования 13%
3%
Чтобы
получить диплом 11%
19%
Чтобы
иметь в будущем высокую зарплату 34%
9%
Чтобы
получить знания, стать человеком высокой культуры 10% 17%
Вопрос:
«После окончания вуза вы планируете...»
(здесь
необходимо было выбрать один вариант).
Работать
по специальности, полученной в вузе 38%
11%
Поступить
в аспирантуру, заниматься наукой 4%
3%
Получить
новую специальность, квалификацию 14%
25%
Уехать
за границу на время для работы по специальности 7% 5%
Работать
где придется, лишь бы хорошо платили 9%
18%
Заниматься
предпринимательством 5%
18%
Уехать
за границу навсегда 0%
2%
Пока
еще не решил 23%
18%
Вопрос: «Как вы считаете, к
чему должен стремиться сегодня каждый молодой человек?»
(надо было расставить
приоритеты по мере убывания значимости, 1 – максимально важно,
5 – наименее важно)
Иметь
хорошую семью и хороших детей 2 1
Быть
материально хорошо обеспеченным 1 2
Быть
здоровым и физически сильным 4 3
Быть
свободным и независимым 3 4
Быть
профессиональным в своем деле 5 5
Анализ распределения на работу специалистов, закончивших дневные отделения вузов, показывает, что 50% из них получили направление на работу, 40% уже самостоятельно устроились на работу в процессе учебы и только 8 % не получили направление на работу (табл. 2, 3). Аналогичная картина и среди студентов средних специальных учебных заведений [8, 11].
Таблица 2
Распределение на
работу специалистов, окончивших дневные отделения
высших учебных
заведений по группам специальностей
(за период с 1 октября 2000 г. по 30 сентября 2001 г., человек)
|
Из выпуска: |
Удельный вес лиц, не получивших
направление на работу, % |
||||
получили направ-ление на работу |
не получили направление на
работу |
само-стоя-тельно
трудо-устрои-лись |
про-дол-жают обу-чение |
|||
Всего |
1535 |
621 |
122 |
480 |
268 |
7,9 |
В том числе по |
261 |
25 |
18 |
7 |
210 |
6,9 |
Естественные науки |
94 |
12 |
16 |
- |
66 |
17,0 |
Образование |
134 |
- |
- |
7 |
127 |
- |
Технические науки |
33 |
13 |
2 |
- |
17 |
6,1 |
По группам |
1274 |
596 |
104 |
473 |
58 |
8,2 |
Естественнонаучные |
195 |
94 |
- |
90 |
9 |
- |
Гуманитарно-социальные |
407 |
196 |
27 |
145 |
30 |
6,6 |
Образование |
146 |
70 |
- |
73 |
- |
|
Здравоохранение |
128 |
101 |
14 |
12 |
1 |
10,9 |
Культура и искусство |
78 |
- |
- |
78 |
- |
- |
Экономика и управление |
55 |
19 |
30 |
- |
6 |
54,5 |
Естественно- технические |
13 |
9 |
1 |
- |
1 |
7,7 |
Технологические |
39 |
9 |
- |
23 |
- |
- |
Информатика |
14 |
10 |
1 |
- |
- |
7,1 |
Воспроизводство, |
59 |
17 |
- |
38 |
1 |
- |
Строительство |
64 |
19 |
28 |
- |
4 |
43,8 |
Сельское и рыбное |
76 |
52 |
3 |
14 |
1 |
3,9 |
Таблица 3
Распределение на
работу специалистов, окончивших дневные отделения
средних
специальных учебных заведений, по группам специальностей
(за период с 1 октября 2000 г. по 30 сентября
2001 г., человек)
|
Выпущено специалистов |
Из выпуска: |
Удельный вес лиц, не получивших
направление на работу, % |
|||
получили направ-ление на работу |
не получили направление на
работу |
самостоя-тельно |
про-должают обучение |
|||
Всего, в том числе по группам
специальностей |
1689 |
561 |
104 |
418 |
316 |
6,2 |
Гуманитарно-социальные |
52 |
13 |
- |
15 |
16 |
- |
Образование |
311 |
84 |
- |
92 |
130 |
- |
Здравоохранение |
192 |
120 |
72 |
- |
- |
37,5 |
Культура и искусство |
82 |
55 |
3 |
23 |
1 |
|
Экономика |
161 |
9 |
15 |
96 |
20 |
9,3 |
Энергетика |
53 |
28 |
1 |
2 |
4 |
1,9 |
Машиностроение |
31 |
- |
- |
28 |
- |
- |
Технологические |
175 |
46 |
- |
29 |
52 |
- |
Электротехника |
72 |
12 |
- |
5 |
14 |
- |
Автоматика |
41 |
39 |
- |
2 |
- |
- |
Эксплуатация |
151 |
83 |
- |
12 |
29 |
- |
Воспроизводство |
88 |
15 |
- |
37 |
8 |
- |
Технология продовольственных продуктов |
44 |
- |
- |
26 |
8 |
- |
175 |
57 |
8 |
32 |
34 |
4,6 |
|
Сельское и рыбное |
61 |
- |
5 |
19 |
- |
8,2 |
Заключение
Структура подготовки специалистов в образовательных учреждениях ВПО в разрезе групп специальностей является достаточно стабильной. Оптимизированный прогноз потребности в выпускниках вузов говорит о возможности уменьшения доли специалистов в области образования с 29 до 24% от всего приема и желательности роста доли выпускников по специальности «Информатика» и инженерно-техническим специальностям.
Данные по распределению численности занятого населения Карелии по отраслям экономики и в социальной сфере Карелии в 2001 году позволяют детализировать прогноз потребности в кадрах для соответствующих отраслей и профессий. Всего в 2001 году в экономике и социальной сфере Карелии было занято 339,6 тысячи человек. По отраслям распределение занятых выглядит следующим образом: промышленность – 26,2%; торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение – 14%; образование, культура и искусство – 12,5%; транспорт и связь – 12,2%; здравоохранение и социальное обеспечение – 7,9%; жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения – 6,6%; сельское и лесное хозяйство – 6,2%; строительство – 65,3%; управление – 5% и другие.
Демографические изменения, происходящие с 1987 по настоящее время, не влияют на рынок трудовых ресурсов Карелии, поскольку доля трудоспособного населения последние 30 лет не меняется и составляет 60±2% от общей численности населения. Эта тенденция сохранится до 2012 года.
Источники информации
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 г. № 1756-р; Приказ Минобразования России от 23.07.2002 г. № 2866.
2. Основные направления деятельности Правительства Республики Карелия по социально-экономическому развитию Республики Карелия на 2002 – 2006 годы. Петрозаводск, 2002. 50 с.
3. Васильев В.Н., Гуртов В.А., Сазонов Б.А., Суровов М.В. Система мониторинга, анализа и прогнозирования развития образования и образовательных структур в регионах России // Индустрия образования: Сборник статей. Вып. 5. М., 2002. С. 52-60.
4. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: Статистический сборник / НИИВО. Центр образовательной статистики. М., 1999. 100 с. М., 2000. 101 с. М., 2001. 92 с.
5. Регионы России: Статистический сборник: В 2 т. / Госкомстат России. М., 2001. Т.1. 604 с.; Т.2. 879 с.
6. Республика Карелия в цифрах: Статистический сборник / Госкомстат РФ, Госкомстат РК. Петрозаводск, 2002. 260 с.
7. Труд и занятость в Республике Карелия: Статистический сборник за 2001 год / Госкомстат РФ, Госкомстат РК. Петрозаводск, 2002. 52 с.
8. О положении на рынке труда в Республике Карелия. Аналитическая записка за 2001 год / Госкомстат РФ, Госкомстат РК. Петрозаводск, 2002. 20 с.
9. Республика Карелия в цифрах: Статистический сборник / Госкомстат РФ, Госкомстат РК. Петрозаводск, 2002. 260 с.
10. Мартьянова О. Ваши жизненные приоритеты // Газета "Петрозаводский университет". 2002. №35.
11. Основные
показатели деятельности органов службы занятости населения Республики Карелия,
январь – декабрь 2002 года: Статбюллетень / Департамент федеральной
государственной службы занятости населения по Республике Карелия. Петрозаводск,
2003. 27 с.
12. Рудаков М.Н. Рынок труда: закономерности и
механизмы функционирования. Петрозаводск, 2001. 171с.
13. Экономика
Республики Карелия в экономике России в 2001 году: Экспресс-бюл./ Госкомстат
РФ, Госкомстат РК. Петрозаводск, 2002. 12с.