Т.М.Шумилова, С.Л.Демьяненко
Сегодня все больше молодых людей сталкиваются с проблемой выбора профессии и поиском работы. Несмотря на имеющийся диплом об образовании и полученную профессию, многие из них остаются не востребованы экономикой региона. В 2003 году на официальной части открытого рынка труда искали работу 1219 выпускников учреждений профессионального образования (УПО) всех уровней, или 14 % от общей численности молодых специалистов выпуска 2002-2003 гг.
Ситуация с трудоустройством молодежи осложняется многими причинами. Среди них - ужесточение требований нанимателей к работникам. Молодежь, у которой имеется недостаток профессиональных знаний, трудовых навыков и жизненного опыта, отсутствует необходимая квалификация, испытывает немалые трудности в трудоустройстве. В целом, у молодых людей, слабо адаптированных к условиям рынка труда шансы быть устроенными на подходящую работу ограничены.
Нынешнее поколение, чье становление (культура, воспитание и образование) пришлось на 90-е годы, неодинаково адаптируется к условиям рынка труда. В чем-то этот процесс идет легче, чем у среднего и старшего поколения, в чём-то сложнее. Далеко не всем удается справиться с возрастными трудностями и психологическим дискомфортом.
Большинство молодых строит стратегию поведения, включая профессиональный выбор, под влиянием объективных обстоятельств и факторов. Какой взять ориентир, какую занять позицию, какую принять жизненную установку, что предпочесть - вот в чем вопрос. Современные условия постоянно меняются, а с ними и психоэмоциональное состояние каждой отдельной личности. Довольно часто в молодом возрасте приоритеты в выборе профессии и трудовой деятельности мотивируются такими критериями, как стоимость труда вкупе с финансовым расчетом, востребованностью профессии, т.е. в первую очередь экономическими соображениями. У молодого поколения ориентация на занятость может быть связана с престижностью труда в новых оплачиваемых секторах экономики. В расчет может приниматься актуализация сферы информационных технологий. Выбор профессии у молодежи предопределяется менталитетом и традициями, сложившимися в обществе. Заметное влияние могут оказать гендерные факторы (неполные семьи, насилие, семейно-бытовые неурядицы) и сами личные способности абитуриента, а также информация, включающая сведения о профессии, учебном заведении и прочее.
Для части молодых граждан, которые стремятся продолжить обучение в учреждениях профессионального образования, в выборе перечня специальностей определяющим является то, какие перспективы они имеют в плане построения профессиональной карьеры. Перспективы эти нередко связываются с рыночными (негосударственными) институтами и работой в посредническом бизнесе по финансово-экономическому и юридическому профилю. По данным Госкомстата РК, нынешняя молодежь отдает большее предпочтение гуманитарно-социальным и естественно-научным специальностям, а также таким сферам, как экономика и управление, образование, жилищно-дорожное строительство и архитектура, медицина, информатика и вычислительная техника, машины и оборудование, автотранспортное обслуживание и др.
Рыночные отношения привели к росту потребности в хорошо образованных специалистах, к необходимости непрерывного процесса обучения, принятию новых моделей жизнедеятельности. Понимание того, что современные знания являются главным ресурсом общества, становится для молодых граждан очевидным фактом.
Начиная с середины 90-х годов, количество учащихся в республике, окончивших основную и среднюю образовательную школу, непрерывно увеличивалось. Росла и численность принятых в ПТУ, ССУЗы и государственные ВУЗы республики. В 2002 году численность принятых в учреждения начального профессионального образования и ССУЗы на обучение по рабочим профессиям и окончивших их составила, соответственно, 10,1 тыс. чел. и 8,1 тыс. чел. (в 1997 году 8,7 тыс. чел. и 7,1 тыс. чел.). В 2004 году в системе среднего и начального профессионального образования обучается почти 24 тыс. студентов. Государственные вузы республики также увеличили прием студентов (2002 год – 6,3 тыс. чел., 1997 год – 2,7 тыс. чел. ). Здесь обучаются свыше 22 тыс. студентов. Выпуск специалистов в государственных вузах в 2002 году составил 3,7 тыс. чел. (в 1997 году – 1,9 тыс. чел.).
В 2003 году число выпускников профессиональных образовательных учреждений всех уровней составило 9,6 тысячи чел.
Молодежи свойствен поиск смысла жизни, и ее усилия направлены на то, чтобы получить профессию, но и состояться в личностном плане в соответствии с собственными представлениями. Жесткие условия конкуренции, действующие на рынке труда, вынуждают молодых воспитывать в себе такие качества, как компетентность, соперничество, готовность к риску, мотивацию к самостоятельной учебе, умение работать в команде, ответственность, коммуникабельность. Сегодняшние юноши и девушки проявляют больше прагматизма, деловитости, напористости, нацеленной на результат, зачастую делают ставку только на собственные силы. Их потребности и профессиональные способности в настоящее время нельзя не учитывать в обеспечении экономики региона необходимыми кадрами.
С экономическим ростом в Карелии заметно вырос трудооборот, в том числе молодежи. В 2003 году трудовой деятельностью были заняты более 96 тыс. молодых людей от 15 до 29 лет. В течение нескольких ближайших лет среди ищущих доходное занятие доля молодых граждан будет возрастать (справка: по состоянию на 1.01.2003 года в республике насчитывалось 175,4 тыс. чел. в возрасте от 16-29 лет, из них 14-15 лет - 26,5 тыс. чел. и 16-17 лет – 27,2 тыс. чел.).
Через три года численность занятых в экономике увеличится. Чтобы организовать оборот молодой рабочей силы и направить его по законному пути, необходимо прогнозирование потребностей государства в необходимых ему специалистах. В период модернизации и обновления общества, наращивания экономического потенциала следует стремиться к тому, чтобы большинство выпускников учебных заведений работало по специальности.
В послании Президента Путина В.В. Федеральному Собранию РФ отмечено, что сегодня профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда. Более половины выпускников вузов не находят работы по специальности.
В профессиональном выборе юноши и девушки нередко поступают самостоятельно или под влиянием кого-либо, хуже, если по принуждению. Не у всех, к сожалению, в отношении работы складывается верное представление. Порой не хватает аргументов, нужных доводов, которыми бы подкреплялись соответствующие решения. Выбор карьеры без учета спроса на рынке труда и способностей самой личности оказывается ошибочным. Не до конца осознанный выбор оборачивается жизненной неудачей и трагедией. По статистике, многие выпускники не могут найти работу, достойную по содержанию и условиям труда. Безработица среди молодежи является серьезной проблемой. Масштабы ее нарастают и могут самым нежелательным образом сказаться на общеэкономической ситуации в республике.
Общая численность незанятых молодых граждан составляет более 14 тысяч человек. Это 42 процента всех безработных Карелии. В составе молодых безработных 2,6 тыс. чел. в возрасте младше 20 лет (29% экономически активного молодого населения) и 11,6 тысячи – 20-29 лет (11%).
На начало 2004 года в органах службы занятости населения Карелия зарегистрированы 4,3 тыс. молодых безработных, из них в возрасте 16-17 лет – 0,5 тыс. чел., 18-24 лет – 2,5 тыс. чел., 25-29 лет – 1,4 тыс. чел., из них 70,2% - женщины.
В сельской местности проживает 41% всей безработной молодежи. Большая часть неработающей молодежи – выпускники учебных заведений разных годов выпуска. В качестве безработных зарегистрированы 1017 человек, или 9,4% всей безработной молодежи от 16 до 29 лет.
По данным Государственной службы занятости населения (ГСЗН) из числа 1222 выпускников учебных заведений 2002/2003 годов выпуска, обратившихся в центры занятости населения за содействием в трудоустройстве в 2003 году, выпускники учреждений высшего профессионального образования составили 18,4%, среднего профессионального образования - 28,7% и начального профессионального образования – 52,8%.
Таблица 1
Структура выпускников с высшим образованием по группам специальностей и сферам деятельности
Специальности по образованию |
в % к числу выпускников ВУЗов, зарегистрированных в качестве ищущих работу в 2003 году |
Педагогические |
51,6 |
Инженерно-технические |
15,6 |
Юридические |
10,2 |
Наука и научное обслуживание |
8,0 |
Управление и менеджмент |
5,3 |
Экономические |
5,3 |
Сельскохозяйственные |
2,7 |
Таблица 2
Структура выпускников со средним специальным образованием по специальностям и сферам деятельности
Специальности по образованию |
в % к числу выпускников ССУЗов, зарегистрированных в качестве ищущих работу в 2003 году |
Экономические |
31,0 |
Технические |
16,9 |
Юридические |
17,8 |
Педагогические |
10,9 |
Менеджмент |
7,5 |
Строительные |
5,7 |
Финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение |
5,6 |
Сферы торговли и общественного питания |
2,6 |
Таблица 3
Наиболее распространенные профессии среди выпускников начального профессионального образования
Специальность по образованию |
в % к числу выпускников НПО, зарегистрированных в качестве ищущих работу в 2003 году |
Бухгалтер |
6,8 |
Слесарь по ремонту автомобилей |
6,2 |
Оператор ПЭВМ |
6,0 |
Повар |
5,7 |
Продавец (разного профиля) |
4,6 |
Секретарь-машинистка |
4,0 |
Портной |
3,9 |
Контролер (сберегательного банка) |
3,7 |
Маляр |
3,7 |
Столяр |
3,6 |
Пекарь, кондитер |
3,2 |
Электрогазосварщик |
3,1 |
Автомеханик |
2,9 |
Монтажник санитарно-технического оборудования |
2,8 |
Станочник |
2,5 |
Администратор |
2,5 |
Тракторист |
2,5 |
Парикмахер |
2,3 |
Художник-оформитель, художник росписи по дереву |
2,3 |
Машинист дорожных и строительных машин |
2,0 |
Каменщик |
2,0 |
Швея |
1,7 |
Плотник |
1,7 |
Доля трудоустроенных по специальности выпускников, обратившихся в ГСЗН в 2003 году, составила 16%. Такой низкий процент трудоустройства подтверждает факт того, что большинство молодых специалистов не находят работу по полученной или родственной специальности, в работе не используют приобретенные во время учебы профессиональные знания и навыки.
В 2003 году лишь 40% выпускников с высшим образованием решило вопрос с трудоустройством, из них лишь 23,6% - по полученной или родственной специальности. Чаще незанятыми по специальности оказывались молодые специалисты - педагоги.
Выпускники ВУЗов шли на работу преимущественно на государственные предприятия (60%). Образование (22%), промышленность (15%), торговля и общественное питание доминировали среди отраслей трудоустройства.Несмотря на имеющуюся потребность рынка труда в специалистах с высшим образованием, отсутствие у дипломированных специалистов необходимой квалификации и опыта работы оставалось серьезным препятствием для занятости по полученной профессии.
Среди выпускников ССУЗов, обратившихся в службу занятости населения в 2003 году, более трети нашли работу (45,3%), при этом только 14,8% - по полученной специальности. Данной категории выпускников труднее найти работу ввиду того, что работодатель, имея выбор, предпочтение отдает молодым людям с высшим образованием.
В числе молодых специалистов со средним профессиональным образованием, нашедших занятие по профилю, преобладают бухгалтеры и воспитатели детского сада. Довольно сложно трудоустроиться выпускникам ССУЗов с юридическим образованием, а также техникам (технологам, строителям), их в числе устроившихся на работу - единицы.
В 2003 году увеличилась доля трудоустроенных выпускников ССУЗов по рабочим профессиям (56,3%), уменьшилась - на должности служащих (43,7%).
Из числа выпускников учреждений начального профессионального образования, зарегистрированных в службе занятости населения, трудоустроилось 36,1%, из них работу по специальности нашли только 14,1%. Низкая укомплектованность вакантных рабочих мест, содержащихся в банке вакансий, выпускниками учреждений начального профессионального образования объясняется высоким требованием работодателей к уровню квалификации работников. Кроме того, растет потребность на специалистов начального профессионального звена, владеющих несколькими (смежными или дополнительными) профессиями.
Вышеприведенные данные Департамента ФГСЗН по РК свидетельствуют о том, что система профессиональной подготовки в республике не в полной мере отвечает требованиям современного рынка труда. Необходимо одновременно с повышением качества образования и профессиональной подготовки, тем более что компьютерные технологии ныне создают возможность для быстрой переквалификации (вернее – «доквалификации»), вести непосредственную работу по содействию занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профобразования.
В целом, в управлении трудовыми ресурсами на уровне региона и административно-территориальных единиц отсутствует комплексный, системно-целевой подход, сам процесс управления носит разрозненный характер.
Безусловно, назрела необходимость в создании единого координационно-аналитического центра, наделенного достаточными полномочиями для всестороннего решения проблем выработки единой стратегии управления трудовым потенциалом в соответствии с перспективным планом развития экономики, способного сформировать гибкую, многовариантную, многоуровневую и многопрофильную образовательную систему, учитывающую прогнозы рынка труда для подготовки высокопрофессионального и мобильного кадрового потенциала республики.
Механизм включения учреждений профессионального образования в рыночные отношения тесно связан с удовлетворением спроса на рабочих и специалистов. Однако, необходимый баланс между спросом на определение профессии со стороны работодателей и предложением со стороны выпускников УПО за последние годы еще не сформировался. Отсутствие мониторинга и перспектив развития человеческих ресурсов (на 5-7 лет), слабая заинтересованность работодателей в предоставлении данных об экономических изменениях и прогнозировании ситуации с кадрами, в том числе в профессионально-квалификационном разрезе, затрудняет планирование и снижает управляемость подготовки специалистов в системе профессионального образования.
Проблемы занятости молодежи, мотивации к труду, поиска альтернативы безработице тесно увязываются с задачей развития кадрового потенциала предприятий республики. Необходима консолидация усилий и сотрудничества всех ведомств, предприятий и организаций, заинтересованных в сохранении и развитии ресурсов труда.
В учреждениях профессионального образования должны создаваться информационные центры. Эти центры должны, кроме ведения баз данных соискателей (студентов, учащихся средних специальных учреждений, выпускников) и свободных рабочих мест, предоставлять информацию об имеющихся вакансиях по специальности, проводить профориентационную работу, в основном, среди студентов и учащихся младших курсов, участвовать в организации и проведении дополнительных учебных курсов и тренингов. Важно организовать тесную взаимосвязь с руководителями служб по работе с персоналом предприятий-работодателей, заключать договора о сотрудничестве в области трудоустройства выпускников.
В решении проблем трудового выбора молодых людей, в том числе несовершеннолетних, Департаменту федеральной государственной службы занятости населения по РК отводится ведущая роль. Государственная служба занятости населения во взаимодействии с другими социальными партнерами в 2002-2004 годах обеспечила реализацию следующих методов адаптации социально слабозащищенной молодежи к условиям рынка труда :
В будущем могут оправдать себя такие формы работы, как доучивание молодых специалистов на муниципальном предприятии, стажировка на производстве, институт наставничества, интеграция средств, а также модификация методов и форм работы, расширение и реализация спектра услуг на коммерческой основе, многопрофильное сотрудничество с учебными заведениями всех уровней и работодателями.