Татьяна Михайловна, Михаил Николаевич!
Спасибо за Ваши усилия по руководству нашей секцией
. они явно оживили дискуссию. В то же время бросилось в глаза, что при обсуждении основной акцент был сделан на проблемы развития рынка труда и рынка образовательных услуг в условиях кризиса. Даже в рекомендциях конференции предполагается сделать ссылку на тяжелый следующий год. Возникает вопрос: а что дальше? Кризис кончится, и надо смотреть на более отдаленную перспективу, то есть нужно видение посткризисного будущего, в том числе прогнозно-аналитические исследования.
Поэтому с нашей точки зрения, рекомендации по концепции государственных действий в области политики занятости и шире в области социально-экономической политики должны носит более общий, комплексный характер. Мы попытались отразить его в следующих положениях:
Необходима реализация комплекса мер по основным направлениям государственной социально-экономической политики.
Перспективные направления государственной политики и предложения по повышению эффективности использования рабочей силы на федеральном уровне.• Демографическая политика. Сложившиеся демографические тенденции депопуляции населения страны и сокращения его численности в трудоспособном возрасте говорят в пользу приоритетности активной демографической политики государства, включающей в себя мероприятия по сохранению и укреплению семьи как важнейшего института, по стимулированию рождаемости и снижению смертности, особенно мужчин в трудоспособном возрасте. При этом значимый позитивный эффект будет достигнут только при условии ее последовательной системной реализации в долгосрочном периоде. Фактически, одной из мер демографической политики государства является гарантия ее реализации. Существующие в демографической сфере проблемы носят системный характер, и не могут быть решены в краткосрочном или среднесрочном периодах.
• Миграционная политика. Центральным инструментом регулирования социально-экономической ситуации должна стать миграционная политика, включающая в себя два равных по важности и взаимосвязанных направления регулирования внутренней миграции и миграции из стран ближнего и дальнего зарубежья. При этом следует различать потоки населения и трудовых мигрантов.
Регулирование внешней и внутренней трудовой миграции.
В области внутренней трудовой миграции необходимы меры по стимулированию территориальной межрегиональной мобильности рабочей силы; координации действий региональных органов власти.
В области внешней трудовой миграции необходимы меры по содействию согласования спроса работодателей на иностранную рабочую силу и предложения трудовых мигрантов из-за рубежа; усилению контроля над потоками внешних трудовых мигрантов; мониторингу дефицитных профессий, квота привлечения иностранных специалистов по которым будет увеличиваться в приоритетном порядке.
• Политика занятости. Важнейшими направлениями этой политики являются:
А. Снижение напряженности на национальном и региональных рынках труда и прежде всего, повышение экономической активности, снижение региональной дифференциации по показателям сферы занятости и рынка труда.
В. Смягчение структурных проблем рынка труда: содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации; реализация мер по предупреждению и смягчению дефицита квалифицированной рабочей силы, который становится значимым ограничением экономического роста; упорядочение трудовой миграции.
С. Повышение эффективности использования рабочей силы: стимулирование роста производительности труда, создание новых (современных) и повышение качества существующих рабочих мест.
Возможности дальнейшего роста экономической активности в экономике России, учитывая тенденции постарения населения и ухудшение показателей его здоровья, могут быть оценены как весьма ограниченные. В определенных, но очень ограниченных масштабах, возможен также рост интенсивности и продолжительности труда, однако с учетом возможного негативного влияния на здоровье работников этот вариант не может рассматриваться как приоритетный. Важнейшим фактором повышения производительности труда является человеческий капитал: профессионально-квалификационный состав рабочей силы (уровень образования, опыт работы и т.д.), социально-демографические характеристики рабочей силы (психическое и физическое здоровье, пол, возраст и др.).
Вышесказанное определяет другое направление действий в рамках политики занятости – содействие созданию современных рабочих мест. Поддержка существующих и создание новых рабочих мест – традиционное направление деятельности в рамках государственной политики занятости. Однако в современных условиях стоит задача создания новых, отвечающих современным технологическим требованиям рабочих мест. В качестве конкретных мер ограничительного характера может выступить правило, при котором трудоустройство безработных при посредничестве службы занятости возможно только на современных рабочих местах. Необходима и инвентаризация рабочих мест на предмет их соответствия требованиям охраны труда, наличия элементов ручного труда, поскольку именно такие рабочие места нуждаются в скорейшей модернизации (если не возможна их ликвидация).
• Политика доходов. Недостаточно высокий уровень доходов занятого населения препятствует нормальному воспроизводству населения. Уровень доходов занятого населения в сельском хозяйстве продолжает оставаться очень низким. При этом низкий уровень дохода дополняется такими проблемами, как невысокое качество медицинского обслуживания, образования, жилищно-коммунального обслуживания. В результате создаются условия для снижения качества рабочей силы. Несмотря на заметное повышение уровня оплаты в последние годы, сохраняется его отставание в отраслях социальной сферы (образование и здравоохранение) от уровня оплаты труда в других отраслях экономики, что укрепляет негативное представление о низком престиже и бесперспективности труда в этих отраслях. Исправление этих деформаций требует изменений в системе подготовки кадров, а также государственной пропаганды трудовой деятельности и ее успешности.
• Политика в сфере образования. Она должна быть направлена на решение прежде всего двух ключевых задач: согласования структуры потребности в рабочей силе и структуры подготовки кадров в системе образования и повышения качества подготовки специалистов на всех уровнях профессионального образования. В свою очередь, при решении задачи повышения качества образования могут быть выделены следующие основные составляющие: совершенствование инфраструктуры (лабораторная, библиотечная база, аудиторные помещения, общежития), улучшение (пополнение, омоложение) кадрового потенциала системы образования, повышение уровня подготовки абитуриентов системы профобразования, углубление интеграции образования и науки, расширение сотрудничества субъектов системы образования, науки и бизнес структур.
Необходимо развивать систему дополнительного профессионального образования. В настоящий момент у работодателей существует определенная неудовлетворенность качеством подготовки специалистов. Вместе с тем, соответствующие специалисты уже вышли на рынок труда и будут в течение длительного срока входить в состав рабочей силы. Согласование уровня их подготовки с требованиями работодателей – задача системы профессионального образования.
Занятое население нуждается в регулярном повышении квалификации, однако учреждения дополнительного профессионального образования в нынешнем состоянии не способны ни в количественном, ни в качественном плане удовлетворить спрос на свои услуги в таком объеме. С другой стороны, качественные услуги дополнительного профессионального образования определенной категории граждан недоступна по финансовым причинам.
Перспективные направлений государственной политики и предложения по повышению эффективности использования рабочей силы на региональном уровне. Демографическая политика. На региональном уровне приоритетной задачей является обеспечение реализации государственной демографической политики.
Миграционная политика. В рамках работ по формированию заявок работодателей на иностранную рабочую силу и определению квоты на привлечение иностранной рабочей необходимо активизировать усилия по согласованию спроса на рабочую силу и ее предложения. В области регулирования и управления внутренней трудовой миграцией необходимо содействие по адаптации трудовых мигрантов из других регионов, для регионов с высоким уровнем безработицы – материальная и информационная поддержка мигрирующих в другой регион; стимулирование внутрирегиональной трудовой миграции.
Политика занятости. Важнейшими направлениями этой политики является обеспечение согласования спроса на рабочую силу и ее предложения на региональном и локальных рынках труда. Необходимо развитие инфраструктуры рынка труда на региональном уровне, обеспечение максимально открытого доступа к общефедеральным информационным ресурсам.
Практическая реализация отмеченных мер государственной политики занятости предполагает реализацию комплекса согласованных на федеральном и региональном уровне мер государственной социально-экономической политики, включающего также меры активной государственной промышленно-инвестиционной, бюджетно-налоговой, финансово-кредитной политики. Активное и продуктивное участие государства в регулировании социально-экономических процессов является не только предпосылкой успешного развития страны в долгосрочной перспективе, но и залогом более полной реализации возможностей других субъектов экономических отношений. В обозримом будущем, как представляется, будут доминировать проблемы структурной перестройки и адаптации трудовых ресурсов, вопросы конструирования, налаживания и развития мобильной, адаптированной к запросам рынка труда, современной и емкой системы профессионального образования. В этом направлении и должны быть направлены консолидированные основанные на научных подходах усилия государства, бизнеса и профсоюзов.
А.Г. Коровкин, И.Н. Долгова, И.Б. Королев