Макаров А.И. писал(а):Уважаемые коллеги, не секрет, что во многом проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке труда приобрела хронический характер вследствие утраты системой профобразования связи с потребностью экономики. Понятно, что необходимо согласование позиций и т.д. и т.п. Нельзя ли поконкретнее, каково ваше видение методики выхода из сложившейся ситуации, какие конкретные шаги надо предпринимать?
Александр Иванович,
спасибо за вопрос.
Тезисно обозначим наши видение основных направлений деятельности:
– Осуществление структурной перестройки экономики на основе сохранения потенциала сырьевого сектора и модернизации отраслей обрабатывающей про-мышленности в соответствии с требованиями научно-технического прогресса.
– Согласование усилий государства и бизнеса по обеспечению спроса на работ-ников соответствующей квалификации, преодолению дефицита отечественных рабочих кадров. Необходимо комплексное согласование структуры предложения рабочей силы определенного образовательного и квалификационного уровня со структурой спроса на нее. Этого можно добиться, как изменяя структуру производства в сторону увеличения возможности применения высококвалифицированных специа-листов, так и адаптируя систему образования к складывающейся производственной структуре. Второй путь, вероятно, менее затратен и в тактическом отношении более эффективен. В рамках реализации государственной политики занятости необходимо предусмотреть меры по привлечению на рынок труда тех людей, которые вышли из состава экономически активного населения, потеряв надежду найти работу.
– Совершенствование системы дополнительного профессионального образова-ния. При этом следует иметь в виду, что регулярная переподготовка занятых – сильная нагрузка на систему дополнительного профессионального образования, превосходящая ее текущие возможности. Потенциальная емкость дополнительного профессионального образования, несомненно, может быть расширена за счет разви-тия программ дополнительной подготовки и переподготовки непосредственно на са-мих предприятиях, при создании корпоративной формы обучения (корпоративные университеты, образование стратегических альянсов). Такая практика потребует, воз-можно, дополнительных материальных затрат и увеличит издержки подготовки рабо-чей силы, уровень которых из-за обязательных отчислений социального характера и так остается высоким. Этот вопрос в свою очередь связан с оценкой спроса на услуги дополнительного профессионального образования со стороны населения. Он зависит от величины располагаемых индивидом доходов, экономической отдачи от вложенных средств и других, в том числе личных и слабоформализуемых факторов. С учетом по-зитивной динамики реальной заработной платы и роста доходов населения можно ожидать увеличения спроса населения на услуги дополнительного образования. Необ-ходима оценка масштабов и структуры этого спроса.
– Активизация усилий в направлении обеспечения условий стабильной занятости и высокой социальной защищенности для групп старших возрастов, а также разработка мер по смягчению последствий и предупреждению молодежной безработицы, так как именно молодая смена определяет перспективное состояние кадрового потенциала экономики страны. В условиях постарения занятого населения приоритетное значение приобретает комплексная задача обеспечения преемственности поколений и успешной интеграции молодежи в сферу труда, прежде всего, в реальный сектор.
– Корректировка межотраслевых и межрегиональных деформаций в оплате тру-да. Она тем более необходима, поскольку в настоящее время у населения и, в пер-вую очередь, у молодежи сложились гипертрофированные ожидания в отношении оплаты труда, деформировались представления о легальной, достойной, полезной обществу и интересной для человека занятости. Исправление этих деформаций требует изменений в системе подготовки кадров и государственной пропаганды трудовой деятельности и ее успешности.
– Совершенствование нормативно-правовых условий функционирования сферы занятости и рынка труда, обеспечение более благоприятных институциональных условий для взаимодействия экономических агентов. Прежде всего необходимо совершенствование информационной инфраструктуры, в частности, в направлении создания единой государственной базы данных вакантных рабочих мест (на пер-вом этапе для федеральных округов) с вовлечением в ее работу частных структур.
– Развитие межбюджетных отношений, совершенствование бюджетного про-цесса, продолжение налоговой реформы. Воздействие бюджетной политики на ди-намику занятости в экономике России можно рассматривать через влияние госу-дарственного финансирования отраслей народного хозяйства, и через осуществле-ние государственных закупок товаров и услуг, формирующих, в том числе, спрос на продукцию производственного и непроизводственного секторов экономики. Оказывает свое влияние на занятость и налоговая нагрузка, влияющая как на цены товаров и услуг, так и на доходы граждан. Усилия по ее снижению наталкиваются на ограничения, связанные с ростом коэффициента демографической нагрузки.
– Учет в перспективной динамике рынка труда основных параметров развития миграционных процессов. Сегодня актуально управление территориальным дви-жением населения и трудовых ресурсов для регулирования предложения рабочей силы в регионах и взаимосвязи локальных рынков труда. Среди направлений этой деятельности – согласованное регулирование внутрироссийской и внешней трудовой миграции, а также подчинение ее интересам отечественного производства. Важно так-же использование косвенных рычагов регулирования сферы занятости и рынка труда, прежде всего, в отношении социально значимых, но низкооплачиваемых и непрестиж-ных профессий, где существует значительное число незанятых вакансий.
– Разработка комплексной программы поддержания и развития занятости в контексте социально-экономического и демографического развития страны в целом, ее регионов и отраслей.