Благодарю за вопрос.
Сигова Светлана писал(а):
По результатам форсайта вами выявлены новые кластеры компетенций.
Каким вы видите дальнейший путь их интеграции в систему профобразования?
Предположительно, путей несколько. Если исходить из существующей нормативной образовательной базы и некритичных ее преобразований, то наиболее простым вариантом является внедрение "типовых" бакалаврских программ первых двух лет обучения по ряду специальностей, в ходе которых формируется критичная широкая база знаний, необходимая для продолжения специализации (по стандартной схеме "с третьего курса обучения).
Если возможны более серьезные трансформации, можно говорить об открытии целевых бакалаврских программ от отраслевых консорциумов. Варианты поддержи могут вестись, например, по пути налоговых перераспределений в направлении конкретных профпрограмм (открытии новых КЦП, определенных на основании требований работодателей). Это, на первый взгляд, более серьезные изменения, с другой стороны, при наличии прямого заказчика, платящего налоги, формирование бакалаврских квот, например, в регионе будет поддерживать развитие региона за счет опосредованного управления целевым финансированием образовательных институтов.
Сигова Светлана писал(а):По каким группам специальностей должно осуществляться обучение интеграторов/адаптаторов и др.?
Речь, прежде всего, идет о тех отраслях, в которых наработан ряд серьезных технологических прорывных решений (и замещающих технологий), которые из-за общего индустриального принципа организации производства продуктов и услуг не готов принимать эти технологические решения. Речь идет о материаловедении, биотехнологиях, ИТ - в первую очередь. Другие отрасли наверняка "подтянутся", как только решится проблема квалифицированных пользователей.
Сигова Светлана писал(а):Кто будет формировать образовательные программы?
Предположительно, это совместная работа. Интерес есть у нескольких игроков - регуляторы (министерства и агентства), главы регионов, руководители образовательных учреждений и, конечно, работодатели. Проблема в том, что на текущий момент большинство инструментов, которые применяются, имеет несистемный характер. Государственные программы (с обозначением интереса государства как наиболее крупного игрока-заказчика) и целевые бизнес-программы (со стороны крупного и среднего бизнеса), предъявленные вузам как операторам образования, могли бы решить проблему системно.